Новосибирский Государственный Университет

НГУ

Физический факультет

Новосибирский Государственный Университет
Пишу отзыв с целью предостеречь от ошибочного решения, причиной которого могли стать мои же слова, произнесенные годами ранее.
Сразу суть: основные факультеты НГУ готовят кадры для науки, профессиональных компетенций для другой деятельности вуз не дает. И если бы вдруг каким-нибудь шпионам поставили задачу внушить талантливой молодежи отвращение к науке и крайнюю неуверенность в своих способностях, на уровне психоза, то им следовало бы сделать именно так, как в настоящее время делается в НГУ.
В первую очередь речь пойдет о физическом факультете, хорошо его изучил, там недавно учились дети моих близких друзей, и профессиональные связи позволили получить ясное представление о педсоставе. Но есть основания полагать, что на других факультетах ситуация не сильно лучше.
Увы, НГУ уже не тот вуз, который я сам когда-то окончил, сейчас там не учат, эту функцию вуз перекладывает на окружение студента. Когда-то выдающиеся ученые, с мировым именем, усердно работали с нами, объясняя нам новый материал, не брезговали затрагивать даже школьную программу, не говоря о предметах младших курсов, заставляя смотреть по другому на очень знакомые вещи. Если давали материал для самостоятельного изучения, то контролировали процесс усвоения, при необходимости разбирали его с нами, бывало, тратили на это свое личное время. Такие примеры мною публично озвучивались, о чем теперь сожалею, они создали искаженную картину в настоящее время. Сейчас там не так, к студентам относятся брезгливо-презрительно, стараться для вас не будут. Теперь для нормального обучения в НГУ необходимо, чтоб в вашем окружении были эксперты с научными степенями, и специализацией, покрывающей учебный план, и чтоб у них была возможность с вами заниматься. Учебная программа чрезвычайно сложная, материала очень много, каким бы гением не был студент, самостоятельно он не сможет его освоить. А спросят с вас по полной. Прилежные дисциплинированные студенты массово попадают на пересдачи, остаются без стипендии, бывает и весьма успешные в школе олимпиадники вылетают и идут в армию.
Преподавание ведется формально (но есть отдельные исключения), освоение материала в динамике практически не контролируется, педагогическая методика не корректируется, впрочем, внятной методики и нет. Нормальной работы по закреплению полученных навыков не ведется, и у вас самих на это времени не будет. Есть просто неперевариваемые разделы в курсах, которые могут нормально усвоить лишь узкие специалисты с опытом работы. Вы будете выполнять тонны заданий, при том, что для многих из них знания вам дадут в самом общем виде, или не дадут вовсе. Придется каким-то образом откуда-то получать их на ходу, в процессе выполнения заданий. Приведу аналогию типовой ситуации. Вам дают тему про игру на скрипке, при том, что в музыканты вы не собираетесь, на скрипке никогда не играли, и не понимаете, зачем вам это надо. Вам преподают так: «Вот скрипка, вот смычок, чтоб была музыка надо водить смычком по струнам. А теперь сыграйте «Лесной Царь». Как не можете? Тупийцы и лодыри! Перед кем я здесь уже полминуты распинаюсь?!»
Бывает и сами преподаватели на «скрипке» не играют. Впрочем, ситуация «он это делать не умеет, он может это только преподавать» встречается не только в НГУ. Хотя в НГУ и преподают действующие ученые, есть преподаватели, которые не являются профессионалами в преподаваемом ими предмете, никогда не использовали его в своей научной деятельности. Есть лекторы, которые не имеют публикаций в серьезных журналах с высоким импакт-фактором, лишь изредка публикуются в местечковых изданиях. Такие хорошо учить не могут, да и не хотят, такие, занимаясь наукой, зарабатывают мало, для них преподавание лишь доступный способ получить копеечку, а может и больше, за счет платных повторных курсов и консультаций. Наверное есть коммерческий интерес в неперевариваемых курсах и слабых преподавателях.
Студенты сейчас больше сами по себе, спайка слабая, для совместной деятельности нет времени. Студенты, имеющие доступ к консультантам по одним предметам, обмениваются решениями со студентами, имеющими доступ к консультантам по другим предметам. Бывает динамят друг друга, обычно не со зла, просто сами плохо разобрались в решении, но спайке студентов это не способствует. Цель ведь скинуть поскорее задание, а не реально научится. До остальных однокурсников им дела нет, а если и есть, то нет времени. В любом случае, студенты, за которыми стоят консультанты, скидывают задания легче, на фоне остальных получают какие-то преференции на экзамене. Те, которые честно сами решают задания, кстати называемые «индивидуальные», сдают тяжелее, тратят на порядки больше времени, и обычно вылетают. Это не Калтех с его кодексом чести.
Есть претензии к учебной программе. С позиции многолетнего опыта работы в России и за рубежем, причем и в вузах с рейтингом сильно повыше НГУ, сообщаю, что львиную долю времени, несколько лет своей жизни в идеальном возрасте для обучения, вы потратите на изучение вещей, которые вам никогда в жизни не понадобятся. Не то, чтоб в курсах было слишком много лишнего, но есть узкоспециализированные и крайне времязатратные для изучения вещи, по которым нет нормальной литературы. Сложилось впечатление, что разработчики некоторых курсов действовали так: «Если просто курс не читать, студенты же умные, поднимут литературу, сами его освоят. Нет, надо так сделать, чтоб у них отвращение к этому вызвать, отбить всякую охоту про это даже книжки читать». Погуглите и сравните, к примеру, программу курса по дифференциальным уравнениям ФФ НГУ и MIT. Те же полезные вещи, что есть, часто даются скомкано и запутанно, не закрепляются, почти не отрабатываются навыки их использования. Студенты это сдадут и забудут, если не к следующей сессии, то к защите диплома. При этом либо бегло упоминаются, либо вовсе отсутствуют многие необходимые для современного исследователя вещи. Ситуация отчасти исправляется специализацией в институтах, но это если повезет.
Есть еще такая скрытая серьезная проблема. В НГУ пересдачи и низкие оценки (уд., “C” и ниже) являются массовым явлением. Материал и подача такие, что не застрахован никто, даже если вы знаете предмет идеально, с легкостью решаете все задачи, на экзамене можете попасть к несостоявшемуся (и обиженному за это на всех) «наполеону», такие даже формальной причиной для «неуд» утруждаться не будут. В итоге средний балл выпускника НГУ сравнительно низкий. На региональном уровне это вроде не сказывается, но конкурентоспособность выпускника НГУ на федеральном и международном уровне значительно падает: по формальным причинам предложат должность пусть и гораздо более слабому выпускнику другого вуза. Даже если потом выпускник НГУ получит PhD за рубежом и подаст заявку на должность с PhD, могут быть проблемы, резюме не пройдет первичный фильтр hiring search committee из-за того, что не достаточно высокий средний балл или наличие оценок “C” в дипломе бакалавра.
Резюмирую, нет никакого смысла поступать в НГУ за исключением случая, если вы твердо намерены пойти в науку, и в вашем окружении есть ученые, готовые тратить на вас свои силы и время. У такого пути в науку есть свои плюсы, но он не единственный и далеко не оптимальный. Есть еще новые факультеты, не связанные с наукой, про них знаю лишь то, что уровень выпускников такой же или ниже, чем на аналогичных специальностях в других вузах.
Пора актуализировать девиз НГУ : «Мы не сделаем вас умнее, мы сделаем вам кучу проблем и отнимем у вас уйму времени, но зато мы научим вас думать как следует, прежде чем связываться с такими, как мы»

Еще отзывы о НГУ



Прислать слив о вузе