Статьи о вузах
Текущий рейтинг вузов
Рейтинг вузов 2017
Калькулятор ЕГЭ
Дни открытых дверей
Еще
Представителям вузов
Прислать слив
Прислать фотографию общежития
Реклама на сайте
Вход на сайт

Новосибирский Государственный Университет

НГУ

Физический факультет

Новосибирский Государственный Университет
Пишу отзыв с целью предостеречь от ошибочного решения, причиной которого могли стать мои же слова, произнесенные годами ранее.
Сразу суть: основные факультеты НГУ готовят кадры для науки, профессиональных компетенций для другой деятельности вуз не дает. И если бы вдруг каким-нибудь шпионам поставили задачу внушить талантливой молодежи отвращение к науке и крайнюю неуверенность в своих способностях, на уровне психоза, то им следовало бы сделать именно так, как в настоящее время делается в НГУ.
В первую очередь речь пойдет о физическом факультете, хорошо его изучил, там недавно учились дети моих близких друзей, и профессиональные связи позволили получить ясное представление о педсоставе. Но есть основания полагать, что на других факультетах ситуация не сильно лучше.
Увы, НГУ уже не тот вуз, который я сам когда-то окончил, сейчас там не учат, эту функцию вуз перекладывает на окружение студента. Когда-то выдающиеся ученые, с мировым именем, усердно работали с нами, объясняя нам новый материал, не брезговали затрагивать даже школьную программу, не говоря о предметах младших курсов, заставляя смотреть по другому на очень знакомые вещи. Если давали материал для самостоятельного изучения, то контролировали процесс усвоения, при необходимости разбирали его с нами, бывало, тратили на это свое личное время. Такие примеры мною публично озвучивались, о чем теперь сожалею, они создали искаженную картину в настоящее время. Сейчас там не так, к студентам относятся брезгливо-презрительно, стараться для вас не будут. Теперь для нормального обучения в НГУ необходимо, чтоб в вашем окружении были эксперты с научными степенями, и специализацией, покрывающей учебный план, и чтоб у них была возможность с вами заниматься. Учебная программа чрезвычайно сложная, материала очень много, каким бы гением не был студент, самостоятельно он не сможет его освоить. А спросят с вас по полной. Прилежные дисциплинированные студенты массово попадают на пересдачи, остаются без стипендии, бывает и весьма успешные в школе олимпиадники вылетают и идут в армию.
Преподавание ведется формально (но есть отдельные исключения), освоение материала в динамике практически не контролируется, педагогическая методика не корректируется, впрочем, внятной методики и нет. Нормальной работы по закреплению полученных навыков не ведется, и у вас самих на это времени не будет. Есть просто неперевариваемые разделы в курсах, которые могут нормально усвоить лишь узкие специалисты с опытом работы. Вы будете выполнять тонны заданий, при том, что для многих из них знания вам дадут в самом общем виде, или не дадут вовсе. Придется каким-то образом откуда-то получать их на ходу, в процессе выполнения заданий. Приведу аналогию типовой ситуации. Вам дают тему про игру на скрипке, при том, что в музыканты вы не собираетесь, на скрипке никогда не играли, и не понимаете, зачем вам это надо. Вам преподают так: «Вот скрипка, вот смычок, чтоб была музыка надо водить смычком по струнам. А теперь сыграйте «Лесной Царь». Как не можете? Тупийцы и лодыри! Перед кем я здесь уже полминуты распинаюсь?!»
Бывает и сами преподаватели на «скрипке» не играют. Впрочем, ситуация «он это делать не умеет, он может это только преподавать» встречается не только в НГУ. Хотя в НГУ и преподают действующие ученые, есть преподаватели, которые не являются профессионалами в преподаваемом ими предмете, никогда не использовали его в своей научной деятельности. Есть лекторы, которые не имеют публикаций в серьезных журналах с высоким импакт-фактором, лишь изредка публикуются в местечковых изданиях. Такие хорошо учить не могут, да и не хотят, такие, занимаясь наукой, зарабатывают мало, для них преподавание лишь доступный способ получить копеечку, а может и больше, за счет платных повторных курсов и консультаций. Наверное есть коммерческий интерес в неперевариваемых курсах и слабых преподавателях.
Студенты сейчас больше сами по себе, спайка слабая, для совместной деятельности нет времени. Студенты, имеющие доступ к консультантам по одним предметам, обмениваются решениями со студентами, имеющими доступ к консультантам по другим предметам. Бывает динамят друг друга, обычно не со зла, просто сами плохо разобрались в решении, но спайке студентов это не способствует. Цель ведь скинуть поскорее задание, а не реально научится. До остальных однокурсников им дела нет, а если и есть, то нет времени. В любом случае, студенты, за которыми стоят консультанты, скидывают задания легче, на фоне остальных получают какие-то преференции на экзамене. Те, которые честно сами решают задания, кстати называемые «индивидуальные», сдают тяжелее, тратят на порядки больше времени, и обычно вылетают. Это не Калтех с его кодексом чести.
Есть претензии к учебной программе. С позиции многолетнего опыта работы в России и за рубежем, причем и в вузах с рейтингом сильно повыше НГУ, сообщаю, что львиную долю времени, несколько лет своей жизни в идеальном возрасте для обучения, вы потратите на изучение вещей, которые вам никогда в жизни не понадобятся. Не то, чтоб в курсах было слишком много лишнего, но есть узкоспециализированные и крайне времязатратные для изучения вещи, по которым нет нормальной литературы. Сложилось впечатление, что разработчики некоторых курсов действовали так: «Если просто курс не читать, студенты же умные, поднимут литературу, сами его освоят. Нет, надо так сделать, чтоб у них отвращение к этому вызвать, отбить всякую охоту про это даже книжки читать». Погуглите и сравните, к примеру, программу курса по дифференциальным уравнениям ФФ НГУ и MIT. Те же полезные вещи, что есть, часто даются скомкано и запутанно, не закрепляются, почти не отрабатываются навыки их использования. Студенты это сдадут и забудут, если не к следующей сессии, то к защите диплома. При этом либо бегло упоминаются, либо вовсе отсутствуют многие необходимые для современного исследователя вещи. Ситуация отчасти исправляется специализацией в институтах, но это если повезет.
Есть еще такая скрытая серьезная проблема. В НГУ пересдачи и низкие оценки (уд., “C” и ниже) являются массовым явлением. Материал и подача такие, что не застрахован никто, даже если вы знаете предмет идеально, с легкостью решаете все задачи, на экзамене можете попасть к несостоявшемуся (и обиженному за это на всех) «наполеону», такие даже формальной причиной для «неуд» утруждаться не будут. В итоге средний балл выпускника НГУ сравнительно низкий. На региональном уровне это вроде не сказывается, но конкурентоспособность выпускника НГУ на федеральном и международном уровне значительно падает: по формальным причинам предложат должность пусть и гораздо более слабому выпускнику другого вуза. Даже если потом выпускник НГУ получит PhD за рубежом и подаст заявку на должность с PhD, могут быть проблемы, резюме не пройдет первичный фильтр hiring search committee из-за того, что не достаточно высокий средний балл или наличие оценок “C” в дипломе бакалавра.
Резюмирую, нет никакого смысла поступать в НГУ за исключением случая, если вы твердо намерены пойти в науку, и в вашем окружении есть ученые, готовые тратить на вас свои силы и время. У такого пути в науку есть свои плюсы, но он не единственный и далеко не оптимальный. Есть еще новые факультеты, не связанные с наукой, про них знаю лишь то, что уровень выпускников такой же или ниже, чем на аналогичных специальностях в других вузах.
Пора актуализировать девиз НГУ : «Мы не сделаем вас умнее, мы сделаем вам кучу проблем и отнимем у вас уйму времени, но зато мы научим вас думать как следует, прежде чем связываться с такими, как мы»

Еще отзывы о НГУ



Прислать слив о вузе