Вход
Регистрация
Студент этого вуза:
85 300 14 июля 2021
Экономический факультет
Уважаемые поступающие, уважаемые родители поступающих, уважаемые читатели!

Я год назад тоже поступал в университет и очень волновался, так как имел большой выбор мест для поступления по различным специальностям и желал не ошибиться. Я понимаю, насколько важно иметь представление о том, чего примерно стоит ожидать от учебного заведения. По крайней мере, когда я поступал, мне очень этого не хватало (отзывы про ЭФ ВГУ добавили уже после 1 сентября). Поэтому я постараюсь написать достаточно подробный и объективный отзыв про экономический факультет.

ПОСТУПЛЕНИЕ И УЧЁБА

Конечно, начнём с этого, ведь ВГУ – это всё же учебное заведение и люди приходят сюда получать знания. На экономическом факультете действует болонская система (1 ступень – бакалавриат (4 года), 2 ступень – магистратура (2 года)), есть несколько направлений обучения в бакалавриате: “экономика”, “менеджмент”, “управление персоналом”, “государственное и муниципальное управление”. По каждому отдельный поток. Самым престижным считают направление “экономика”. Конкурс на бюджет довольно высокий, мест примерно 7, и некоторые из них могут занять целевики и лица с особыми правами (сироты, инвалиды). Но не отчаивайтесь, 270 баллов может оказаться вполне достаточно, а ещё 5 за золотую медаль (аттестат с отличием) прибавляют. На платное берут, похоже, всех, кто перешёл порог по ЕГЭ.

Я закончил 1 курс по «экономике», поэтому рассказывать буду про это направление. Учебный процесс состоит из лекций (по потокам) и семинаров (по группам), а также лабораторных занятий (по подгруппам). Расписание составлено с окнами и неравномерно, с числителем и знаменателем, обычно 2-3 пары в день, с 9:45 до 15:00, иногда до 18:30, по субботам занятия идут. В конце семестра бывает зачётная неделя, затем сессия из 4-5 экзаменов. По всем, кроме информатики, можно получить 3, 4 или 5 «автоматически», студент может согласиться с предложенной оценкой или пойти сдавать. Набор предметов достаточно пёстрый. Хочу рассказать про них поподробнее.

Правоведение. 1 семестр. Экзамен. Лекции и семинары ведёт преподаватель с юридического факультета. Его не слишком много по времени (лекция в неделю и семинар раз в 2 недели), слишком глубоко знать не заставляют. Но на лекциях читают очень быстро, успеть записать трудно. Насколько я знаю, на потоке ГМУ учёба примерно поровну состоит из экономики и права.

Математический анализ (матан). 1 и 2 семестры. Оба экзамены. Ведёт свой преподаватель (так для краткости будем называть тех, кто с экономического факультета). В первом семестре повторение школьной программы. Во втором обнаруживается, что программа достаточно сильная (те же темы, что и в МФТИ, я очень удивился, когда узнал), но из-за малого количества часов часть дают разбирать самим, а на лекциях долго разбирают простое, внимание убаюкивается, потом быстро переходят к сложному, трудно воспринимать. На семинарах в сравнении с лекциями детский сад. Наверное, меньше половины разбираем, самые лёгкие темы. Но зато так, чтобы всем понятно стало. Есть контрольные. Если честно, то системно понять, глубинно прочувствовать предмет не удалось. Уложилось то, что было на семинарах, то есть, процентов 30 от курса, остальное по верхам.

Философия. 1 семестр. Экзамен. Интересный предмет, лекции упорядочены. Но свобода слова на семинарах иногда бывает очень большой. То есть, суждения могут затрагивать чувства верующих и др. Зависит от семинариста.

История. 1 семестр. Экзамен. Ведёт преподаватель с исторического факультета. Незаурядный человек, обладает чувством юмора, очень популярен, пожалуй, самый яркий преподаватель. На лекциях проходим всякие формальности вроде предмета и объекта науки, источников истории и т. д. Собственно историей занимаемся на семинарах. На них мы отвечаем то, что сами выучили по заранее оглашённым темам. Приличный уровень сложности, знания поощряются. Есть контрольные.

Экономическая информатика. 1 семестр – зачёт, 2 – экзамен. Свои преподаватели. Лекции тихим голосом, воспринимать трудно. На лабораторных переписываем код с раздаваемых листочков. Мы обрабатываем многомерные массивы, делаем приложения VBA и другие продвинутые вещи, но не своим умом, а по листочкам. Повторю, вещи достаточно сложные, проходим за год очень много, но самостоятельно воспроизвести что-либо из этого смогут единицы. Развивается навык скоропечатания. Домашних заданий почти нет, если успевать в классе, что вполне осуществимо. Зато, если у вас есть недюжинная сила воли, вы будете вслушиваться в лекции и вдумываться в то, что переписываете, возможно, обретёте много полезных навыков и знаний. Семинарист постарается объяснить, если попросите.

Предмет по выбору: социология/культурология/конфликтология. 1 семестр – зачёт. Культурология подробная, словно для культурологов. На конфликтологии не был. Социология занимательная, лектор задействует студентов, спрашивает, как они сами видят проблему, есть ли у них такой опыт, приводит примеры из жизни.

Физкультура и спорт. 1 и 2 семестр, зачёты. Неплохие общеукрепляющие занятия, физруки подтянуты, бодры, нагрузка адекватная. После остаётся время для игры в настольный теннис. Если занимаетесь спортом, можно вступить в сборную вуза и заниматься своим видом в группе спортивного совершенствования, защищать честь ВГУ на соревнованиях, я спортивным ориентированием занимался.

Микроэкономика. 1 семестр – зачёт, 2 семестр – экз. Единственный собственно экономический предмет в первом семестре и один из двух во втором. Задумайтесь, направление «экономика». Лектор старается, мотивирует студентов, проводит анонимные опросы в гугл-формах, нравится ли, как она ведёт, как относится к студентам, всё ли понятно, ей небезразлично мнение студентов! Просит активно участвовать в лекциях, на вопросы отвечает. Кажется, это единственный предмет, по которому проводится факультатив. Такие забота и небезразличие со стороны преподавателя заслуживают уважения! На семинарах тоже достаточно толково, решаем экономические задачи и прорабатываем лекции (второе очень важно, по всем предметам было бы полезно на семинарах лекции разбирать, хоть капельку). Есть коллоквиумы. НО мало примеров из жизни. За год обучения у меня так и не появилось чёткого представления, что такое реальная экономическая деятельность, непонятно, как применить теорию.

Иностранный язык. 1 семестр – зачёт, 2 семестр – экз. Учить язык вам необходимо самим. На английском мы учили экономические термины, читали экономические тексты и делали доклады на экономические темы. Произношение, грамматика и другие общеязыковые разделы – самостоятельно.

Русский язык для устной и письменной коммуникации. 1 семестр – зач. Ведёт преподаватель с филологического факультета. За длинным названием – общее развитие кругозора в области диалектов, языковых стилей и т. д.

Предмет по выбору: политология/психология. 1 семестр – зач. Выбрал политологию и не пожалел. Рассказывали с примерами, было занимательно. Но активность, темп, глубину изучения можно поднять. На психологии, как я понял, люди делали какие-то презентации.

Предмет по выбору: управление репутацией/история экономики. 2 семестр – зач. Свои преподаватели. История экономики неплохая, довольно структурированная. Управление репутацией довольно интересный предмет. Правда, системность на нём прослеживается слабо. Но иногда обсуждали интересные вещи из действительности.

Линейная алгебра. 2 семестр – экз. Свой преподаватель. Семинарская программа несложная. На лекциях проходят гораздо больше, чем разбирают на семинарах. Часов отведено недостаточно на этот предмет. Чтобы понять хорошо придётся просматривать повтор лекции в записи или читать учебник.

Статистика. 2 семестр – зачёт, 3 семестр – экз. Ведёт свой преподаватель. Она общительная, жизнерадостная, излучает позитив, что делает предмет не таким сухим. Есть контрольные.

БЖД (безопасность жизнедеятельности). 2 семестр – зачёт. На лекциях очень много теории, например, где в какой аптечке, что лежит, какой закон что регулирует, какому ведомству кто подчиняется и всякие классификации. Потом показывают видео, интересные, но низкого качества (имею в виду технические параметры видео). После лекций тесты на усвояемость. Много посторонних сведений, основное не всегда получается выделить.

Вывод: обучение экономике неплохое, но её крайне мало и связь с действительностью пока слабо заметна; математика сильная, но из-за малого количества часов и спешки разобраться в сложных темах затруднительно; учиться по многим предметам надо на собственном энтузиазме, так как сильного интереса к учёбе не возникает, олимпиады отсутствуют, обсуждений маловато, как-то по течению всё… Правда, есть научная конференция весной. Пожалуй, это одно из немногих мероприятий, способных стимулировать заинтересованность получать знания.

СТУДЕНТЫ И СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Для меня это чуть ли не важнее первого, так как восприятие учёбы сильно зависит от того, в какой атмосфере она проходит. Как я уже говорил, подавляющее большинство – платники. Они знают, что их постараются не отчислить, так как они платят за учёбу. Наверное, это сказывается на отношении, по крайней мере много людей отправляют на пересдачи из-за их неготовности сдать экзамен. Конечно, и среди платников есть хорошие ученики. Как правило, им только немного не хватило до бюджета (проходной балл высоковат), таких примерно 20%. Бюджетники (7-8 человек) учатся хорошо, их объединили в одну группу с иностранцами. Получилось, что половина группы (бюджетники) легко (наверное, даже быстрее остальных студентов, они же высокий балл набрали) воспринимает материал, а другая (иностранцы) наоборот, но среднее арифметическое как и в других группах выходит при такой серьёзной дисперсии. Преподаватель видит, что иностранцы просят конспект, плохо понимают по ходу лекции, но не спрашивают, так как бюджетники из группы всё уже давно поняли, смущается, повторяет ещё раз, а бюджетников это тормозит. В общем, объединили две категории студентов, к которым нужен прямо противоположный подход.

География студентов разная. ЭФ ВГУ, видимо, всё-таки лучший центр экономического образования в ЦЧР, потому много приезжих. Много из области, их не притесняют, даже выбирают старостами. Из приезжих преобладают липчане, есть тамбовчане. Иностранцев около 10 человек. В основном туркмены, есть также нигерийцы (йоруба), алжирец, гаитянец. Есть 5-6 армян и 4-5 украинцев с российскими паспортами, хорошо ладят с русскими, являются полноценной частью коллектива.

По характеру разные. Я ожидал, что на ЭФ встречу индивидуалистов-эгоистов, уважающих только деньги, стремящихся как можно скорее перебраться в цивилизованные США или ФРГ, или «детей обеспеченных родителей», с пристрастием к алкоголю, кальяну, дорогой и безвкусной одежде, путешествующих на мерседесах. Оказалось, что здесь достаточно много студентов из благополучных семей, но ведут они себя не надменно (а если и надменно, то тихо), в целом прилично. На начальном этапе кто-то пробовал самоутвердиться, но они увидели, что тут уже вполне серьёзные взрослые люди собрались, и успокоились. У меня достаточно отзывчивые одногруппники, можно у них спросить по учёбе, если что неясно. Конечно, у экономистов есть особенные черты характера, трудно их объяснить словами. Но за год обучения я нашёл, с кем поиграть в футбол, с кем в настольный теннис, с кем в города, с кем на лыжах побегать. Даже нашлось 2-3 человека, с которыми мне было на самом деле интересно общаться. Наверное, набор 2020 года вообще особенный. На нашем потоке я не раз встречал людей, которые не поехали учиться в Москву просто из-за пандемии. Поэтому активных и интересных людей на нашем курсе, похоже, больше, чем это обычно бывает в ЭФ.

Кстати, про «актив». Странная организация. Им заведуют не специалисты из художественной самодеятельности, а студенты-старшекурсники. Факультет экономический, решили сэкономить. Возникает впечатление, что деятельность этого сообщества завязана на нескольких личностях, принимающих там решения. В «актив» берут не всех, а тех, кто пройдёт конкурсный отбор. Странно, у нас вроде по законодательству образование должно быть направлено на всестороннее развитие личности и различных способностей ребенка. Кружков либо нет, либо они не на слуху, то же про различные студенческие сообщества по интересам. Правда, есть профсоюз, весьма многочисленный. Он выдаёт билеты на всякие мероприятия, его члены могут претендовать на материальную помощь.

Курящих много, бывает, что курят в учебных комнатах на занятиях.

Вывод: студенческая жизнь развита не особо и в замкнутом сообществе, надо искать что-то и придумывать самим, студенты спокойные.

ИНФРАСТРУКТУРА

Занятия на Хользунова. Есть 2 корпуса: новый и старый, соединённые переходом. Есть лыжная база примерно в полукилометре, где проходит физкультура. Имеются три буфета и столовая, 3 автомата с кофе и едой, покушать можно. 2 гардероба. Аудитории весьма обширные, но доски в них очень малы, как и в учебных комнатах. Зимой тепло. Нумерация аудиторий и учебных комнат бывает неочевидной, так как есть много всяких закоулков и разобраться удаётся не сразу. Библиотека с большим читальным и компьютерным залом с выходом в Интернет, платными печатью и ксерокопией. Но как на общественных, так и на учебных компьютерах Linux, так что придётся привыкать. У факультета и кафедры экономической теории и мировой экономики есть сообщества в социальных сетях, что радует.

Вывод: не чувствуется современность или старинность, всё обыденное.

СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ

Учебный план слабоват и последовательности не хватает, основное часто не выделяют, прикладных аспектов тоже мало, а практика после 1 курса не предусмотрена, потому неизвестно, чего там впереди ожидать; мотивируют здесь слабо по ходу семестра, хотя система оценивания балльно-рейтинговая. Хорошо, что не дают уж совсем бесполезных заданий. В здании немноголюдно. Атмосфера академическая крупного ВУЗа почему-то мною не чувствуется. Интенсивность низкая, скучновато. Если вы очень зависите от окружающей обстановки и у вас внешние источники мотивации, здесь их непросто найти. А если вы сильны духом и не бросите учёбу, продолжите стремиться к цели, когда вокруг вас будет вялая повседневность (программы в VBA, a не на С++; рефераты в Word; списывание; однообразная студенческая жизнь), то, пожалуйста, приходите и ваш пример поможет некоторым небезнадёжно потерянным людям найтись, «воспрянуть ото сна» и снова почувствовать вкус жизни, ибо очень не хватает таких, как вы, нет ярких моментов, лидеров. Просто рутина. Возможно, некоторые преподаватели перестанут жаловаться на судьбу, оживятся и даже станут преподавать с удовольствием, дз будут (не списываться) не только ради отметки (вообще будут выполняться, ибо делают задания немногие), а деятельность «актива» наконец-то станет прозрачнее и жизнь будет веселее. Может, вы найдёте студенческие олимпиады, конкурсы и расскажете про них другим, и они почувствуют этот вкус борьбы, загорятся их потухшие глаза. Может, вы создадите сообщества по интересам и будете обсуждать разные экономические новости, реформы, курсы валют и акций. Мне запомнились слова координатора нашей группы, сказавшей, что она одна из лучших учеников на старших курсах, в начале учебного года: «ВГУ – это колледж». Это не совсем так, тут есть артековцы, олимпиадники, которые видят смысл жизни не в лёжке на диване и офисном планктонстве, хотят свершений больших, чем дотянуть до конца 4 курса и забрать синий диплом, и жить не напрасно. Есть и преподаватели, предлагающие поучаствовать в научной конференции, провести совместное исследование, пытаются разнообразить обучение. Но их мало и они не могут радикально изменить дела. Мне известны примеры неплохих учеников в прошлом, потерявших здесь интерес к обучению. Наверное, они просто не выдерживают этой вялой обстановки, становится всё равно. Их потенциал просто не раскрывается. Это не лень, это упадок духа. Если нас станет больше, то всё изменится! Так что ждём!

Спасибо за внимание!
Верю
Не верю
Тык

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь


Пожалуйста, подождите. Идет загрузка...
Аноним
28810
Вопрос: Здравствуйте, Можете , пожалуйста, порекомендовать вуз для поступления на истфак. А то информации по поводу этого направления мало , а то что есть очень противоречивая. Очень буду благодарен , если н...
Ответить
27 апреля в 11:00
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
День открытых дверей факультета электроники
Подробнее
18 мая в 10:00
ФУ при Правительстве РФ
День открытых дверей Финансового факультета
Подробнее
Аноним
28 810
Вопрос: Здравствуйте,
Можете , пожалуйста, порекомендовать вуз для поступления на истфак.
А то информации по поводу этого направления мало , а то что есть очень противоречивая.
Очень буду благодарен , если н...
Ответить
27 апреля в 11:00
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
День открытых дверей факультета электроники
Подробнее
18 мая в 10:00
ФУ при Правительстве РФ
День открытых дверей Финансового факультета
Подробнее