Вход
Регистрация
Выпускник этого вуза:
99 025 27 мая 2023
Географический факультет
Я выпускник географического факультета МГУ. Рефлексируя, решил написать отзыв. Возможно, пригодится поступающим еще раз подумать, а надо ли оно?
1. Поступление
Чтобы поступить на географический факультет (далее геофак) надо сдать 3 ЕГЭ и ДВИ (дополнительное вступительное испытание, знания на уровне между 11 классом и 1 курсом факультета). Также можно поступить по олимпиаде (Всероссийская олимпиада школьников, олимпиада СПбГУ, олимпиада МГУ Ломоносов и другие). Преодолеть минимальный требуемый порог по баллам и конкуренцию за бюджетное место среди претендентов.
+ За счет отбора вас будут окружать эрудированные люди.
+ Многие заинтересованы в географии как науке, любят путешествовать, а значит можно найти единомышленников, завести новых друзей, в том числе из разных уголков России и других стран.
- Ходят упорные слухи, что ответы по ДВИ и по олимпиаде Ломоносов в небольшом количестве продаются. Будем считать, что это слухи.
- Быть интеллектуалом в одной предметной области и иметь социальный ум и адекватное поведение — это разные вещи. К сожалению, часть студентов и выпускников страдают профессиональным идиотизмом, даже несмотря на то, что география — это междисциплинарная наука.
- Выявляется неоднородность условий школьного образования. Далеко не везде могут подготовить к олимпиаде, и даже просто качественно учить географии в школе. В помощь советую, как минимум проштудировать справочник по географии для школьников и найти в сети поступивших студентов геофака и узнать у них инсайты.
2. Общежития
Если вы иногородний студент вам положено общежитие. Это либо ДАС, либо в главном здании МГУ (далее ГЗ).
+ В общежитиях есть столовые, стиральные машины, библиотеки и другое.
+ Общежития либо в самом ГЗ, где также находится геофак, либо в 30 минутах езды на трамвае или автобусе, что по московским меркам близко.
+ Хорошее место для знакомства с новыми людьми и не только с геофака.
+ Самостоятельная жизнь. Почти.
+ Дешевая стоимость. Около 1500 рублей за учебный год.
- В ГЗ в комнатах отвратительный запах, который въедается в одежду и вещи, старая сломанная мебель, плесень.
- В ДАСе зимой из-за негерметичных окон может быть холодно, а летом отключают холодную воду.
- Может не повезти с соседями. Например, нечистоплотность, свинство. Или могут поселить со старшекурсниками, для которых вы лишний и вам дадут это понять. Или не сойдетесь характерами. Находились уникумы, которые ругались из-за политических взглядов. Также для девушек актуальна очередь в душ утром.
+ Со 2 курса сможете поселиться с теми, с кем сложились отношения. Также можете поселиться с “мертвыми душами”. То есть, кто числится в общежитии с вами в одной комнате, но по факту не живет.
3. Учеба
На 1 курсе всем читается пул базовых предметов по всем направлениям, после чего летняя полевая практика в Сатино. Начиная со 2 курса, распределение на основе непрозрачного конкурса и фаворитизма по кафедрам в зависимости от направления и учеба на них вплоть до вручения дипломов. У многих студентов возникают логичные вопросы: Зачем вообще это усложнение жизни? Почему просто нельзя поступить на ту кафедру, которая нравится, без препятствий на ровном месте и архаики в головах из деканата? Есть топовые кафедры, есть ни о чём. Часть кафедр выпускает студентов, по сути, в никуда. Переход с кафедры на кафедру или с направление на направление почти не реален. Только если сменить её в магистратуре.
- Отвратительный и порочный подход – студент для кафедры, а не кафедра для студента. Кафедральное рабство. Например, если студент поступил по направлению география, он не может себе набрать предметов с разных кафедр этого направления и ходить на те предметы, которые ему интересны. Кстати, отсюда нет конкуренции между кафедрами за студента, нет более быстрого обновления, доработки учебных курсов, которые читают преподаватели с разных кафедр. Возможно, изменилась бы кадровая политика кафедр и факультета в целом, а заодно произошел поворот кафедр лицом к студентам.
- Перегруженность абсолютно ненужными предметами такими как русский язык, история, физкультура, биология, физика, химия, информатика, социология, бж. Всё это было в школе. Зачем перегружать студентов особенно на 1 курсе лишней информацией и нагрузкой на нервную систему? По некоторым из них преподаватели ведут себя некорректно и высокомерно по отношению к студентам, могут гнобить, игнорировать, “нести пургу”. Как совет: не стоит прилагать силы в ненужные предметы, сдал – забыл сразу же.
- Неактуальность части предметов, слишком большое нагромождение теории на семестр, которую можно уложить в 3 лекции и дополнить либо чем-то свежим и актуальным, либо соединить с другим предметом, либо вовсе убрать предмет из программы. Показательно, будучи студентом третьего курса я среди приятелей провел соц. опрос: “Какое у тебя сейчас ощущение от МГУ?” Обобщая, большинство ответов было: “Отбил охоту от всего”. Студенты старших курсов начинают выгорать.
- Помимо неактуальности встречается нелогичность учебного плана: тематическое картографирование по одному из направлений проходят аж в магистратуре. Почему тогда от студентов требуют тематические карты на 2, 3 курсе бакалавриата?
- При этом нехватка занятий по языкам программирования, например Python, и по обучению в среде ArcGIS на среднем уровне для студентов всех кафедр уже в бакалавриате.
+ Хороший уровень преподавания по профильным предметам в среднем. Есть преподаватели, которые известные ученые в своих кругах. Есть кабинетная профессура, плохо знакомая с реальной жизнью. Есть откровенно плохие преподаватели, которые делятся либо на просто ученых, у которых нет таланта к преподаванию, либо просто преподавателей со слабым уровнем профессионализма, посредственностью и ограниченностью.
- Много очень старых преподавателей, которые не тянут чтение лекций и проведение семинаров. И им тяжело и студентам. Зачем усложнять жизнь окружающим? К тому же они консервативны во взглядах, любят возвращаться в прошлое и пользоваться старыми методами, игнорируя новые технологические решения. А мы живем сейчас и темп жизни таков, что смаковать достижения предков нет ни желания, ни времени.
- Некоторые преподаватели бояться делиться своими презентациями и текстом лекций со студентами. Приходится пользоваться учебными пособиями других вузов.
+ Есть летние практики, где студенты на практике реализуют то, чему учились. Бесценный жизненный опыт. Такое только у полевых факультетов.
- Преподавание английского языка на уровне В1- и плюс профессиональная лексика. Не более того. Крайне низкий уровень для вуза уровня МГУ (как он себя позиционирует). Если вы хотите уровень В2 и выше занимайтесь сами.
+ Лучше изучите новый для себя язык с 0. Хорошая возможность.
+ Много спортивных секций. Было бы классно, если бы в массе студенты ходили туда, не чтобы получить зачет по физкультуре, а по своему желанию.
- Отсутствие ремонта во многих кабинетах, сломанная мебель, разруха. Холод зимой в некоторых кабинетах. Нет всеобщего вай-фая. И в таких условиях должны учиться студенты как бы первого вуза страны?
+ Классный вид из окна на панораму всей Москвы.
- Нищенская стипендия 2500 рублей в месяц.
+ Ни разу не столкнулся с коррупцией на геофаке. По рассказам знакомых на некоторых факультетах есть непубличные прейскуранты от домашних работ до экзаменов.
- Хорошо учиться и подрабатывать на постоянной основе даже на старших курсах не получится.
- Межфакультетские курсы (МФК) в качестве обязаловки, очередная причуда ректората, как правило имеют низкий уровень преподавания (а зачем стараться, если все равно для галочки) и отнимают только время и нервы у студентов.
- Нет обратной связи и конкретных действий деканата по поводу оценки предметов и преподавателей студентами, своих размышлений, что можно улучшить. В лучшем случае “ваше мнение важно для нас” (спойлер – нет), а дальше “наша песня хороша – начинай сначала”. Безразличие к мнению студентов. Пока у тебя нет диплома, ты, по сути, никто и тебе могут ненавязчиво намекать, что у тебя есть шансы быть отчисленным, если продолжишь что-то там вякать. А еще пока у тебя нет диплома, желательно нескольких, твое мнение не авторитетно. Когда у тебя уже есть диплом во время учебы в магистратуре, преподаватели разговаривают с тобой более аккуратно, мягче, так как знают, что у тебя уже нет страха быть отчисленным.
- Снобское отношение к студентам пришедших в магистратуру из других вузов со стороны некоторых преподавателей. Неуместные подколы из серии: “А ты не знаешь это, а ты не знаешь то. Ха-ха”.
- Неудачно продуманный интерфейс сайта, редко обновляемая, устарелая информация, нет связи с центральным сайтом МГУ и сайтами других факультетов с точки зрения дизайна и стандартизации.
4. МГУ как организация
Следует рассказать о двух аспектах:
Во-первых, МГУ — это, по сути, такое ведомство, которое живет само для себя, варится в собственном соку, являясь при этом большим работодателем с собственной вертикалью власти и коммерческими и не только интересами.
Во-вторых, факультет факультету рознь. Есть нормальные классические факультеты, к которым относится геофак. Есть факультеты-кормушки, где берут деньги и низкое качество образования. Есть факультеты-сливные бочки для студентов естественнонаучных и гуманитарных направлений, не тянущих учебу на своих факультетах, но желающих диплом МГУ. Есть кафедры-кормушки на факультетах. Есть филиалы МГУ за рубежом. И так далее. МГУ разный. Будьте внимательны в своем выборе!
- Забюрократизированность. Без комментариев.
- Низкий уровень автоматизации-цифровизации. Это наблюдается и в учебной части, и в общежитии. Отсутствие возможности заполнения электронных форм по разным вопросам.
- Липовые диссертации среди сотрудников МГУ, выявленные Диссернетом.
- Позиция просителя при взаимодействии с учебной частью, иногда ощущение шмона от охраны на входе в ГЗ и ДАС.
- МГУ продолжает “доить” бренд и почивать на старых лаврах при падении общего уровня качества образования и науки (в оправдание можно добавить, что это также коррелирует с общим состоянием страны), конечно, не забывая задирать необоснованную цену за образование на платной основе.
5. Территория
Студгородок МГУ находится недалеко от центра города, при этом обособлен и получается город в городе.
+ Красивая, радующая глаз, архитектура.
+ Чисто, в целом ухоженно.
+ Транспортная доступность.
+ Большинство факультетов и прочая инфраструктура сосредоточена в одном месте, а не разбросана по городу.
+ Много зелени, даже есть ботанический сад.
+ Вокруг много молодых образованных людей.
- В некоторых аудиториях, холодно зимой из-за негерметичных окон. Приходится сидеть в пуховиках.
6. Субкультура геофака
Как и во многих организациях, общностях на геофаке есть свой микроклимат, традиции, жаргонизмы, профессионализмы.
+ Люди легки на подъем. Легко договориться и поехать в поход. У географов наработан навык организации путешествий.
+ Присутствует некий стиль, виденье, если угодно подчерк, по которому узнают научную школу геофака МГУ. Приятно наблюдать и стать частью интеллектуального наслоения поколений ученых, преподавателей, студентов.
+ Так как факультет небольшой, все друг друга знают, готовы друг другу помочь.
+ Выучите слова и словосочетания, по которым будете узнавать своих и вместе радоваться, что учились на геофаке.
- В целом атмосфера дружелюбная за исключением некоторых токсичных персонажей среди преподавателей и студентов, которые или сверх меры навязывают свои идеи, или злоупотребляют своей властью, проявляя пассивную, а иногда и открытую агрессию к окружающим. Иногда это сказывается на целой кафедре.
- Алкоголизм и все вытекающие как болезнь геофака. Без комментариев.
- Есть риск связаться не с той компанией, вместе спиваться, сначала в Сатино на пойме реки Протва, а затем и на старших курсах. К сожалению, сообщество “пойма” устойчива, самовоспроизводится, затягивая неофитов в свою трясину. Это может подорвать здоровье, заразить депрессивными и прокрастинирующими состояниями ума.
7. Место геофака в обществе
Геофак и прочие РГО (Русское Географическое Общество) — это очень нишевые организации, для своих, которых пытаются сделать для всех, за счет узнаваемости. В последнее время наметилось популяризация географии среди населения, в том числе как альтернативный ЕГЭ на факультеты, где до этого не был. На Ютубе стало появляться много видео о геофаках, о географах, с выпускниками и преподавателями.
+ Наконец была осознана проблема не понимания обществом, какая есть польза от географов. Представители геофака начали систематически пиарить факультет и науку.
8. Перспективы после геофака
Геофак это не про заработок больших денег. Разве что в результате освоения государственных грантов, часто совместно с РГО (это мнение автора).
В МГУ любят гордиться и кичиться, и повторять как мантру, что у нас фундаментальная наука и готовят ученых. Это правда. Только вот не все 180 человек с курса пойдут работать в науку. Да и 25 миллионов высокотехнологичных мест, обещанных к 2020 году, что-то не наблюдается. Наоборот, продолжается деиндустриализация, а там, где нет промышленности, нет и спроса на науку. Поэтому внимательно изучаем требования вакансий, что именно хочет работодатель. Вам платят не за то, что вы много всего знаете, а за ценность, которую можете привнести в компанию. Где-то требуются углублённые предметные знания, а где-то достаточно быть просто GIS-специалистом или эдаким цифровым ремесленником, быстро заполняющим ячейки MS Excel.
Касательно научный карьеры не все так однозначно. Профессия ученого — это уважение, почетно, не сильно физически выматывающая и пыльная в сравнении со стройкой, стабильный заработок + гранты. Если вы прошли через бакалавриат, магистратуру и аспирантуру и остаетесь на кафедре, то скорее всего вы будете своим человеком. На сколько вам нравится оставаться в таких тепличных условиях за стенами МГУ от внешнего мира, где хозяйничают бизнес и государство – это вопрос к вам. Есть вероятность стать кабинетной профессурой, хотя кого-то это вполне устраивает. Педагогическая нагрузка занимает много времени, не все видят себя преподавателями. Возможно есть смысл перейти в институты РАН.
Кроме этого, необходимо участвовать в конференциях, собраниях, часто смысла в которых особого нет, кроме того, чтобы ножками потопать, ручками похлопать, выслушать 2-ух минутку ненависти или что-то там псевдонаучное, покучковаться-сплотиться, сделать общее селфи для фотоотчета, и конечно же, друг друга уважать и обменяться контактами, ведь нетворкинг никто не отменял. Коллеги могут прийти на помощь, в частности для повышения индекса цитируемости, это как в басне Крылова: “кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку”, а могут вставлять палки в колеса, мешая (например, административно) получить научную степень кандидата или доктора. Очень важно найти и занять свою нишу в науке, достигнуть определенных репутации и авторитета. Также существует проблема открытости и распространения научного знания между учеными. Может так произойти, что методом или редким знанием владеют 2-3 человека, которые не особо их афишируют и получается, как в средневековье: передача специфических умений, навыков, знаний от мастера к ученику, что существенно замедляет диффузию инноваций в научном сообществе.
Про частичную необеспеченность современным оборудованием и вспомогательными материалами для изысканий без комментариев. В добавок, демографический пробел между поколениями, утечка мозгов, недостаточный уровень работы с тематическими компьютерными программами, нехватка сборников по обобщению и реферативному изложению трудов предыдущих поколений ученых (в том числе метаданных).
+ Геофак МГУ дал России и миру большое количество выдающихся ученых, а также создал собственную научную школу. Имеет собственную базу и лаборатории по широкому спектру исследований.
- Выпускники направления экология сталкиваются с относительно небольшой зарплатой в профильных государственных (даже федеральных) ведомствах. Как выход подстроиться под ESG-повесточку, а вместо природоохранной деятельности, стать адептом политического экологизма.
- Бизнес не знает, что делать с физ. и соц-эконом географами, когда есть геологи и экономисты.
- Отсутствие тьюторов, карьерного центра и консультаций. На первом курсе будут рассказывать сказки, что вы “элита”, “интеллектуальные сливки общества”, что “за вами работодатели выстроятся в очередь, ради таких классных специалистов как вы” (это прямые цитаты). Не обольщайтесь, в нашей стране произошло обесценение дипломов, все решают опыт работы и связи. В Москве на красивые три буквы МГУ бизнес уже не ведётся, максимум облегчит прохождение первого этапа отбора на уровне HR-менеджера. Чем раньше вы задумаетесь о карьере и начнете предпринимать какие-то шаги, тем лучше.
- Так же не стоит вестись и на сказку про помощь и содействие кафедры, профессора, научного руководителя в трудоустройстве – максимум помогут пристроить 1 - 3 студентов по звонку, по протекции, через выпускника, а остальные – сами, сами. Мы живем не в западном обществе, где выпускники конкурируют за портфель научного руководителя, где работает на всю силу социальные институты вузовской репутации и рекомендаций, где действует мощный государственный и бизнес рекрутинг, а также кооптация.
- Особенно поражают буклеты для абитуриентов на предмет того, где работают выпускники факультета. На дне открытых дверей представители геофака вводят людей в заблуждение, рассказывая о некоторых выпускниках, добившихся много денег или властных позиций. Добились они их явно не благодаря геофаку, а благодаря себе, а представители геофака решили просто примазаться. Как удобно, не правда ли?! Окститесь. Причем здесь вы?

ИТОГ:
Предлагаю оценить в парадигме “затраты и выхлоп” - затрат очень много, выхлоп весьма небольшой. Рекомендовать не могу.
Учиться платно вот ради этого, за 400 000+ рублей в год, на мой взгляд, трата и времени и денег, и нервов. Они не окупятся.
Если учиться на бюджете, задумываться о карьере, учитывая сказанное выше, то стоит рассмотреть альтернативы как другие факультеты с внятным карьерным треком и зарплатными ожиданиями (в рамках МГУ), или другие вузы с географическими факультетами или без них, где “затраты и выхлоп” более сопоставимы. В добавок, научиться путешествовать можно и без геофака.
Геофак МГУ может подойти некоторым категориям, таким как:
• Кто вполне обеспечен и так, и хочется просто потусить в этой атмосфере.
• У кого родственники работают в МГУ, в частности на геофаке, и могут пристроить здесь на работу.
• Или у кого в семье поколениями заканчивают геофак МГУ и тоже могут пристроить.
• Кто хочет идти в науку и геофак МГУ нужен как площадка для своих изысканий.
• В рамках студенческой мобильности использовать геофак МГУ как возможность вырваться из провинции в Москву.
• Кому нравится много ботать и зубрить.
Верю
Не верю
Тык

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь


Пожалуйста, подождите. Идет загрузка...
Аноним
38368
Вопрос: Поступаю в Рут миит на международные отношения, но очень смущает огромное количество часов на самостоятельное изучение предметов в учебном плане. Как вообще проходит организация обучения?
Ответить
19 мая в 12:00
РАНХиГС
Очный день открытых дверей программы бакалавриата «Антикризисное управление»
Подробнее
18 мая в 13:00
РАНХиГС
День открытых дверей программы бакалавриата «Политическое управление»
Подробнее
Аноним
38 368
Вопрос: Поступаю в Рут миит на международные отношения, но очень смущает огромное количество часов на самостоятельное изучение предметов в учебном плане. Как вообще проходит организация обучения?
Ответить
19 мая в 12:00
РАНХиГС
Очный день открытых дверей программы бакалавриата «Антикризисное управление»
Подробнее
18 мая в 13:00
РАНХиГС
День открытых дверей программы бакалавриата «Политическое управление»
Подробнее