Вход
Выпускник этого вуза:
10 981 05 июля 2024
Программирование в компьютерных системах
Вступление

Я являюсь выпускником последнего поколения специальности ПКС (программирование в компьютерных системах). Перешёл учиться в ХИИК на второй курс, на платную основу, после учёбы в ХТЖТ. На данный момент закончил обучение в ХИИКе с красным дипломом. В общежитии не проживал. В ходе учёбы участвовал во всевозможных мероприятиях, конференциях, а также занимался разработкой методических указаний для будущих поколений своей специальности (ИСП).
В этом обзоре будет затронуты темы образования, технического оснащения, администрации и прочих вещей, связанных с данным учреждением. Всё нижесказанное будет относиться только к СПО специальности ПКС. Данный текст задумывался как объективный обзор, однако не лишен моего личного мнения в некоторых моментах.

Состояние и оснащение корпусов

Состояние зданий внутри и снаружи можно описать как приемлемое, однако имеются свои недостатки. В целом, стены покрашены, штукатурка и краска не отваливаются, зимой тепло, летом прохладно (кондиционеры работают исправно), в туалетах есть раковина, по четыре кабинки (с дверцами) на этаж, имеются пластиковые окна (в половине аудиторий), есть питьевой фонтан на первом этаже. Однако туалеты не имеют средств гигиены (банально мыла и бумаги), старый советский ремонт и дизайн, который следовало бы обновить; где-то не работают лампы (перегорели) из-за чего создают некритичную помеху учебе (мигают и трещат). В данный момент ведётся ремонт актового зала, состояние которого плачевно (крыша протекает, места для сидения сломаны), все мероприятия проходят либо в читальном зале, либо на улице, либо в лекционных аудиториях.
Самое важное для института информационных технологий – это техническое оборудование. Компьютерных классов с современной аппаратурой и ПО – пять, остальные – имеют допотопные технические характеристики и минимально подходят для выполнения учебного плана, либо вообще не поддерживают современное ПО. Это вносит дискомфорт при выполнении работ в данных аудиториях. Те компьютерные классы, в которых можно комфортно работать, не рассчитаны на стандартные группы по 30 человек, из-за этого преподаватели просят приносить свои ноутбуки и работать на них.
Если работа не требует индивидуального подхода, то студенты работают вдвоём за одним рабочим местом, что ухудшает освоение материала и создает значительные неудобства. Если работа индивидуальна, а компьютеров не хватает, то придётся выполнять данную работу дома или ждать, пока освободиться компьютер. Таким образом, ХИИК диктует свои условия: «Хочешь работать в комфорте и без переживания о рабочем месте – покупай и носи свой ноутбук».
Отдельно хочется упомянуть сайт ХИИК СибГУТИ, который отметился своими частыми сбоями и невозможностью посмотреть даже изменения расписания, которые приходилось узнавать у своего старосты.
В плюсы можно отнести наличие проекторов в части аудиторий, что помогает понять материал, однако если проектора нет (или он сломан), то приходится смотреть подготовленную презентацию или видеоролик на телефоне. Часто, если у вас нет своего ноутбука, для презентации своей работы (показ слайдов/видеоролик и т.д.) вам предоставят дежурный ноутбук. Но его устаревшие технические характеристики зачастую не позволяют в полной мере продемонстрировать работу.
В аудиториях часто не хватает стульев, приходится просить стулья в других аудиториях (или сидеть на подоконниках). Многие стулья сломаны (или почти сломаны), из-за чего приходится сидеть на них неподвижно. Но, это не такая частая проблема, потому что большинство аудиторий оборудованы старыми советскими партами, где сидение совмещено с пишущей поверхностью. Сидеть на таких партах длительное время – «сплошное удовольствие», из-за чего приходится вставать посреди пары и отдыхать.

Инфраструктура и эргономика института

ХИИК предоставляет ужасную инфраструктуру. Лавочек в коридорах ровно четыре на весь корпус, посидеть и отдохнуть на которых у вас не выйдет, так как они либо неудобные, либо будут заняты. Кроме этого, катастрофически мало корзин для мусора – по 1-2 на этаж. По всей площади коридоров полностью отсутствуют столы и другие пишущие поверхности, из-за чего заполнять все документы, работать на своём ноутбуке в свободное от пар время приходится на подоконниках, либо просить преподавателя впустить в аудиторию на чужие пары, либо в руках и на стенах. Из мест досуга, где можно посидеть между парами и заняться своими делами есть только библиотека, которая имеет неудобное расположение и малую вместимость.
Чистота помещений находится на приемлемом уровне – чистые коридоры и основные аудитории, однако, ужасно грязные туалеты, очень пыльные спортивный и тренажёрный залы.
Оснащение спортивных залов старое, мячи потрёпанные, деревянный пол, рваный линолеум и много ржавчины на снарядах в тренажёрном зале. Тесные раздевалки, в которых приходится переодеваться двум группам сразу.
Не радует расписание звонков. Единственная перемена на обед очень короткая (20 минут), что в совокупности с отсутствием адекватной столовой делает невозможным качественный приём пищи. Приходится отпрашиваться с пар у преподавателей, чтобы успеть сходить в ближайшие заведения для покупки еды. Но, даже если предусмотрительно взять еду из дома, мест, где можно употребить еду за столом всего два (в буфете). Все остальные студенты, не занявшие буфет, должны принимать пищу в коридорах, без столов и стульев, так как преподаватели не разрешают обедать в аудиториях.

Удобство расположения и транспортная доступность

Институт расположен удачно: в центре города, на главной улице, рядом с остановкой для различных маршрутов автобусов. Рядом располагаются разнообразные кафе, ларьки и магазины, где можно приобрести еду, напитки, канцелярию и т.д. Кроме этого, близко расположены центры копировальных услуг. Корпуса института стоят буквально через дорогу, оба общежития находятся в шаговой доступности от учебных корпусов.

Качество образования

Качество образования оценивалось с точки зрения основных дисциплин, т.к. именно они имеют решающее значение для студентов в вопросе подготовки квалифицированных кадров.
Актуальность программы оставляет желать лучшего. Старые методологии, неактуальные методические пособия (нулевых годов), устаревшие лекции и методы преподавания. Многие методические указания содержат неактуальную информацию, некорректны, имеют множество опечаток и других неточностей. Благодаря сотрудничеству с некоторыми преподавателями, удалось частично исправить данную ситуацию по определённым дисциплинам. Часть преподавательского состава старается улучшить не только качество и актуальность подаваемого материала, но и методы его подачи путём повышения своей квалификации и дополнения программы.
Однако, из-за текучки кадров и недостатка квалифицированных специалистов, некоторые преподаватели, имеющие поверхностные знания по предмету, преподают его. Из-за этого у студентов возникает много противоречий и споров с преподавателями, а проверить правильность работы можно только по итоговому результату (преподаватель в ходе работы мало чем может помочь).
Некоторые преподаватели игнорируют предложения студентов об улучшении качества преподавания предмета. Например, студентов заставляют писать часовые лекции по материалу, который находится в свободном доступе и не требует подробного объяснения. Данные часы обучения могли бы быть потрачены на практические работы, выполнение которых увеличило бы интерес и эффективность освоения материала. Очень странно, что в вузе информационных технологий по-прежнему приходится вести много тетрадей с конспектами и минимально затрагивать работу на компьютере.
Многие предметы (особенно связанные с программированием) имеют общую базу, которая выдаётся каждым преподавателем отдельно, повторяясь по нескольку раз, тем самым расходуя часы, предназначенные для обучения. Лишь некоторые преподаватели учитывают данный фактор и адаптируют учебный план.
Для контроля знаний регулярно проводятся тестирования и письменные контрольные работы, которые зачастую содержат ошибки, неточности и материал, который не был изучен в ходе занятий. Апогеем данной проблемы является комплексный экзамен ПМ (профессиональный модуль). Этот экзамен, заверенный преподавателями, а также высшим руководством ХИИКа, содержал множество ошибок, опечаток и неточных формулировок (банально не было правильного ответа из предложенных), что вызвало недовольство у некоторых студентов, подавших апелляцию на результаты экзамена.

Качество административной работы

Сразу хочется отметить, что процедура апелляции была проведена оперативно и корректно. Были выслушаны мнения сторон, результаты пересмотрены. Выставленные оценки стали соответствовать знаниям студентов.
Качество работы учебного отдела – достойное, изменения расписания производятся ежедневно и в срок. Окна между парами заполняются, занятия доставляются преимущественно в первую половину дня.
Организованность и пунктуальность работников деканата оставляет желать лучшего. Работники регулярно опаздывают к назначенному времени – от 10 до 50 минут. Совершенно не учитывается личное время студента, если ему что-то нужно – придётся подождать, причём столько, сколько потребуется работникам, чтобы попить чай, побеседовать друг с другом, поговорить по телефону на личные темы и т.д. Однако, если деканату что-то требуется, то студент обязан в самые кратчайшие сроки предоставить всё, что от него требуют, т.к. «начальство будет недовольно». Также, на деятельность деканата напрямую влияет личное отношение. Например, могут не выдавать и не подписывать необходимые документы, заставляя студента ожидать неопределённое время. Данное поведение работников показывает абсолютное неуважение к студентам и их личному времени. В преимущество можно сказать, что необходимые документы вам выдадут, но ждать придётся долго.
Многие преподаватели и другие работники института лояльно относятся к студентам. Если вы не успеваете в учёбе (имеются задолженности), то в качестве альтернативы предоставляется возможность поучаствовать в общественно полезных мероприятиях и других видах деятельности.
Студента, опоздавшего на пару, пустят на неё при собственном желании, однако преподаватели потребуют публичных извинений, уведомят об отметке отсутствия (н/б) в журнале, но пропустят в аудиторию.

Дополнительные активности

Институт предоставляет множество различных активностей, кружков и секций. Из спортивных секций: волейбол, футбол, баскетбол, настольный теннис, тренажёрный зал. Особо активные студенты, участвующие в соревнованиях городского уровня и выше, материально поощряются. Существует возможность вступить в студсовет, участвовать в проектах «Радио ХИИК» и «ХИИК ТВ», а также в деятельности студенческого научного общества. Периодически проводятся киберспортивные соревнования по различным дисциплинам с призами и наградами. Также, ХИИК предоставляет возможность продемонстрировать свои цифровые навыки и знания в различных хакатонах, CTF’ах и других мероприятиях.
В вузе часто проводятся локальные мероприятия по различным поводам. Данные мероприятия являются необязательными, однако большинство преподавателей будут заставлять вас посещать их. Преобладающая часть подобных мероприятий придумана и организована преподавательским составом в не лучшем качестве: спеть песню, станцевать танец, рассказать стишок и т.д. Также существуют групповые походы в музеи/театры/кинотеатры, на спортивные события и другое. Нередко проводятся патриотические мероприятия.
Организация и техническое оснащение локальных мероприятий – посредственное. Лаборанты часто допускают недочёты при настройке оборудования, что приводит к техническим неполадкам и плохому качеству воспроизводимого мультимедиа. Из-за недостаточной мотивации студентов участвовать в подобного рода мероприятиях мало кто прилагает усилия для заучивания движений/текста песен/стихов, поэтому большинство таких мероприятий смотрятся просто нелепо, а иногда абсурдно.
Большим плюсом является наличие глобальных мероприятий в Новосибирске и других городах, на которые отправляются самые активные студенты. Проезд, питание и проживание оплачиваются учебным заведением.

Практика и трудоустройство

Огромным преимуществом является учебная и производственная практики. На учебных практиках студенты должны продемонстрировать то, как они усвоили весь изученный материал, выполнив определённый набор заданий по профильным дисциплинам в установленные сроки. Задания представляют собой расширенные практические работы, выполненные в ходе учебного процесса.
Прохождение производственной практики подразделяется на 2 части – выполнение заданий, выданных преподавателями ХИИКа; работа на выбранном предприятии. Если вы не нашли место практики самостоятельно, институт направит вас в определённую организацию. Таким образом, место практики предоставляется гарантированно, однако предпочтительнее найти наиболее подходящее под собственные цели предприятие.
Во время учёбы и после её окончания различные организации будут предлагать работу по специальности (и не только). Предложенная работа может подойти далеко не всем, однако, если вы испытываете трудности при поиске работы, то данные варианты можно рассмотреть.

Стипендия и бюджет

Стоит отметить, что при поступлении на платную основу существует возможность перевода на бюджет. Однако, из-за того, что преподаватели лояльно относятся к неуспевающим студентам, шанс освобождения бюджетного места очень мал. Мне, как отличнику, предоставили бюджетное место только в конце первого семестра четвёртого курса.
Стипендия практически всегда приходит вовремя, её размер зависит от успеваемости студента. Размер стипендии – средний (относительно СПО Хабаровска).

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что ХИИК СибГУТИ является учебным заведением среднего уровня, так как имеет значительные недостатки, но не лишено преимуществ. Институт активно развивается благодаря энтузиазму преподавателей и студентов. На момент моего выпуска проводится ремонт актового зала и других помещений. ХИИК предоставляет к изучению самые основы различных сфер IT деятельности, однако полученных в ходе обучения знаний в большинстве случаев недостаточно для трудоустройства на полноценную работу по специальности. Если вы хотите стать полноценным программистом/администратором БД/аналитиком и т.п., то 90% информации вам придётся изучать из других источников. Если ваша цель – просто закончить любое учебное заведение, то многих трудностей вы не встретите, к тому же приобретёте полезные навыки работы с компьютером: офисным пакетом, различными операционными системами, ЛВС, научитесь писать программы для решения несложных задач на разных языках и другое.
Верю
Не верю
Тык

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь


Пожалуйста, подождите. Идет загрузка...
Аноним
9190
Вопрос: Я поступаю после мед училища, по вступительным. У меня по ЕГЭ нет баллов ток по химии. Баллы по биологии и русскому за ЕГЭ есть. Можно ли не писать вступительные по русскому и биологии в таком случае?
Ответить
20 июля в 14:00
РАНХиГС
День открытых дверей Факультета психологии ИОН
Подробнее
31 июля в 18:00
РАНХиГС
День открытых дверей бакалавриата «Менеджмент в сфере цифровых продуктов»
Подробнее
Аноним
9 190
Вопрос: Я поступаю после мед училища, по вступительным. У меня по ЕГЭ нет баллов ток по химии. Баллы по биологии и русскому за ЕГЭ есть. Можно ли не писать вступительные по русскому и биологии в таком случае?
Ответить
20 июля в 14:00
РАНХиГС
День открытых дверей Факультета психологии ИОН
Подробнее
31 июля в 18:00
РАНХиГС
День открытых дверей бакалавриата «Менеджмент в сфере цифровых продуктов»
Подробнее