Вход
Регистрация
Студент этого вуза:
132 395 10 июня 2023
Факультет экономических наук
Всем добрый день, хочу вставить свои 5 копеек про ОП "Экономика" (окончила 4 курс, а то, что напишу отзыв на вуз и факультет сразу после защиты диплома, я решила еще в начале обучения). Заранее предупреждаю, что мое мнение - субъективное, просто расскажу то, что хотела бы сказать самой себе-абитуриентке в далеком 2019 году.

Начнем с плюсов:
1) Качественное образование. За исключением некоторых предметов, материал интересный, новый, актуальный и действительно полезный. Эконом ВШЭ - это эконом ВШЭ, и он держит марку. Сильный матан, сильные тервер и эконометрика, микра и макра. Много преподов с PhD, хорошее преподавание (прежде всего, я про основные дисциплины).
2) Престиж. Тут все очевидно.
3) Невероятно помогает развить софт-скиллс. Серьезно, даже самые стеснительные ребята к концу четвертого курса привыкают к командной работе, групповым проектам, презентациям и т.д. Это я знаю на собственном опыте - я тот человек, который боится подойти в магазине к консультанту, но делать презентацию с нуля за полчаса до выступления и отлично справляться уже вошло в привычку. После сотни таких выступлений начинаешь делать все на автомате, сам не замечая, как начинаешь руководить командной работой, вести обсуждение, договариваться с кучей людей и т.д.
4) Очень крутые ребята. Студенты (как и большинство преподавателей) здесь потрясающие. Такую концентрацию умных, амбициозных, талантливых, интеллигентных, разносторонних молодых людей мало где встретишь (субъективщина, но все же).
5) Масса возможностей. Проекты, олимпиады, внеучебная активность, кейсы, стажировки, волонтерство, всякие ярмарки талантов, тематические дни/вечера - каждый найдет что-то по вкусу. Я почти ни в чем не участвовала, о чем сейчас жалею. Самые умные ребята еще с первых курсов участвовали в кейсах, делали проекты, собирали команду, поэтому к концу обучения имеют отличное (для начинающего специалиста) резюме и массу связей (а нетворкинг - сила). Не будьте как я, правда. Не упускайте все эти возможности.
6) Масса новых навыков, прикладное образование. Хочешь-не хочешь, а программировать (хотя бы немного) тебе придется. Придется освоить Питон (программа курса, на мой взгляд, была очень жесткая, с машинным обучением и т.д., причем это обязательный курс, ну хоть списать/заказать работы было можно) - большинство ребят готовят диплом либо с Питоном, либо с R. Без продвинутых навыков работы с Экселем тоже никто не останется. Навык чтения и анализа проф. литературы на английском (а также выступлений на англе) тоже нарабатывается. Английский как предмет в вышке весьма посредственный, туда почти никто не ходит, ибо это факультатив, однако за время обучения ты обязан пройти несколько курсов по выбору на английском, какие-то обязательные курсы (Микроэкономика-2, например) ведутся на английском, да и по тем, которые на русском, частенько задают читать публикации/учебники на английском. По сути, довольно значительная часть твоего обучения состоит в анализе англоязычной литературы, поэтому без английского не уйдет никто.
7) Ты сам составляешь свою программу. Ладно, не полностью, но все же. Уже со второго курса ты начинаешь сам формировать свой учебный план, поэтому можешь уйти в отдельную отрасль/спецификацию (социология/социоэкономика, финансы, IT и анализ данных, матан, логистика). Курсов по выбору много, выбирай по вкусу (главное - чтобы мест хватило). Майнор, он же дополнительный профиль образования, тоже выбираешь себе сам.
8) Гибкий график и свобода действий. Пар мало, а на те, которые есть, можешь не приходить (это зона твоей ответственности). Посещение почти никогда ни на что не влияет (отмечали за все 4 года только на нескольких предметах), главное - освоить материал и пройти все элементы контроля. Если уверен в своих знаниях и способностях, можешь не ходить пары вообще (если активность на семинарах как элемент контроля весит немного), приходить только на контрольные/экзамен, писать на отличный балл, присылать домашки и иметь хорошие оценки. Многие ребята (особенно активные, с хорошим бэкграундом и самодисциплиной) так и делали, начиная с первого курса. У меня так редко получалось, но некоторые предметы я все же закрывала на 8-10, посещая меньше половины пар. На третьем-четвертом курсе уже почти все работали фулл-тайм и отлично (в большинстве случаев) совмещали это с учебой.
9) Понятная и прозрачная система оценивания. Формула оценки - это чудо. Ты заранее знаешь, что важно, а что нет, на что сделать упор, на что можно забить и т.д. Памятуя о своей стеснительности, я специально выбирала в качестве курсов по выбору те предметы, где письменные элементы контроля весили больше активности на семинарах. Ситуация, когда преподаватель ставит оценки практически наобум, возникала у меня за время обучения только дважды, все остальное время было прекрасно понятно, какой балл и за что ты получил. Если непонятно, почему такая оценка за контрольную или экзамен, можно прийти на просмотр, можно подать апелляцию (хотя обычно это бесполезно). Еще помогало то, что на экзамен ты шел уже с имеющимся накопом, то есть оценка за экзамен - лишь доля от итоговой оценки. Мысли типа "У меня хороший накоп, чтобы перейти порог, мне надо на экзамене набрать всего балл из десяти" бальзамом ложились на истрепавшиеся нервы.
10) Инфраструктура. Тут я говорю про Покровку, потому что училась только там. Куча корпусов, идеальная чистота, интерактивные доски, обширный атриум, огромная библиотека (первый этаж работает круглосуточно!) с кучей диванчиков и столиков, с пространствами для групповой работы, где можно шуметь, и для индивидуальной работы, где шуметь нельзя... Меня такое пространство мотивировало учиться. Если для вас и вашей мотивации также важны какие-то внешние атрибуты, то Покровка подойдет идеально.

Теперь не плюс, но и не минус (просто особенность ВШЭ, тут уже каждый сам решает, достоинство ли это для него или нет):
1) Специфическая среда (в социо-культурном разрезе и политическом спектре). Известные стереотипы про вышку и ее студентов и преподов - в основном правда. Так, либо вы будете в среде единомышленников, либо вам будет неуютно и некомфортно.

И, наконец, минусы. Предупреждение: очень, очень много субъективщины!
1) Организация хромает. Это стало понятно еще на церемонии вручения студенческих: у декана был сломанный микрофон, и вся речь сливалась в сплошной гул. Вам будут ставить две пары одновременно, в период сессии вас ожидает пять экзаменов за пять дней (с понедельника по пятницу), онлайн-пары будут чередоваться с очными, и вы будете бегать в поисках пустой аудитории, чтобы нормально ответить на онлайн-семинаре. Про то, как ЛМС ломается в решающий момент выбора курсов, его чинят, назначают новую дату выбора курсов, и он ломается снова, ходят легенды. В учебном офисе часто никого нет (до ковида все работало нормально, в штатном режиме, но потом началось). По ходу обучения возникает миллион технических вопросов (не удается записаться на курс, неправильно отображается рейтинг, проблемы с почтой и т.д.), которые решаются с большим трудом (и в большинстве случаев тебе в итоге приходится разруливать все самому). В какой-то мере это школа жизни ("Не для школы, а для жизни мы учимся"), но меня это каждый раз выбивало из колеи.
2) Учиться сложно. Ладно, тут очевидно, но вот я почему-то ожидала, что на первом курсе преподавать будут, исходя из того, что мы - новички, вчерашние школьники. Отчасти мой косяк: у меня не было сильного математического или экономического бэкграунда, я не училась в лицеях и гимназиях, только в обычных районных школах своего города (не Москва). Первая лекция матана (я была еще и на исследовательском потоке, вероятно, на основном потоке в начале полегче) повергла меня в шок, и я стала ждать, что меня отчислят. Сложность заключалась даже не в большом количестве материала, а в том, что предметы в основном рассчитаны на людей хотя бы с небольшим (а лучше с большим, а еще лучше - с олимпиадным) бэкграундом. Обычная схема "От простого к сложному" тут не работает, сложный материал начинают давать сразу, и если вы - провинциал-отличник, звездочка своего класса, привыкший, что вам все легко дается, то будет очень страшно. Страшно, потому что впервые в жизни ты ничего не понимаешь и тебе не к кому обратиться: студентов много, преподам не до тебя, у одногруппников свои проблемы и заботы... Если что, я описываю свой опыт, так что не обязательно, что у вас будет так же.
3) Если вы - стопроцентный интроверт, то соболезную. Потому что я сама такая, и от этого было во много раз сложней. Групповые работы и командные проекты у нас были чаще, чем индивидуальные, и сам процесс обучения в основном строился на нетворкинге и взаимодействии с другими ребятами, поэтому если вы боитесь взаимодействия с людьми - готовьтесь, что вам придется постоянно, почти ежедневно выходить из зоны комфорта. Поступая во ВШЭ, я думала, что готова ко всему: бессонные ночи, куча учебы, сложный материал, море дедлайнов, но не подумала о том, как я буду общаться с людьми, если для меня в регистратуру обратиться - пытка. Вывод: не будьте как я. Не бойтесь других людей, они вас не покусают. Может, совет смешной, но мне лично 4 года назад его не хватало.
4) Все очень, очень ненормированно. У вас могут быть несколько недель сплошного чилла, когда вы будете приезжать на занятия 2-3 раза в неделю, а каких-то проектов/эссе/выступлений не будет вовсе. Дедлайны и контрольные будут маячить далеко впереди, жизнь покажется раем... А потом на вас обрушится море работ, и за неделю вы напишите 3 контрольные, экзамен, выступите с двумя презентациями и с групповым проектом, сдадите 2 домашки и одно эссе, посетив при этом 10 пар, потому что все пропущенные пары почему-то поставят в те дни, когда вы и так будете тонуть в дедлайнах. За эту неделю вы поспите часов 5 в сумме и потом будете долго восстанавливаться морально и физически, из-за чего можете снова отстать от программы... Ладно, не все так плохо. Грамотный тайм-менеджмент и хорошая самодисциплина вкупе с режимом дня дают прекрасные результаты, но если говорить начистоту, мало кто начинает делать работу/проект в тот день, когда ее(его) задали, если дедлайн - через два месяца. Более того, иногда, сделав реферат/дз заранее, за несколько дней за дедлайна вы обнаружите, что все надо переделать, потому что точные требования вам сообщат не сразу, и все равно придется делать работу с нуля. А уж если у вас групповой проект, то придется подстраиваться под других ребят, и даже если лично вы заряжены мотивацией и хотите сделать все заранее, велика вероятность, что ночь перед сдачей будет для вас бессонной. Такие перегрузки сказываются на здоровье, но иногда без них не обойтись (просто помните, что здоровье намного важнее учебы и оценок, даже если в моменте вам так не кажется). Если кто-то любит нормированный график с равномерно распределенной нагрузкой - во ВШЭ такое едва ли будет.
5) Даже когда вам кажется, что самое тяжелое позади, вас все равно могут отчислить. Например, в феврале на третьем курсе, когда до выпуска год и четыре месяца, а позади - дистанция длиной в два с половиной года. Это случилось с несколькими моими одногруппниками: умными, в общем, ребятами, которые нормально сдавали все предметы и справлялись без пересдач вплоть до роковой "Макроэкономики-2". Тогда на пересдачу улетела половина потока. Средняя и медианная оценки потока оказались ниже проходной. Для пары десятков ребят этот предмет оказался фатальным (помните: пересдать можно только два предмета, причем за первой же пересдачей в случае неудачи следует комиссия!), и из солидных третьекурсников они превратились в абитуриентов. Насколько я поняла, такая ситуация сохраняется из года в год. Поэтому не забивайте на макру.
6) Самый субъективный пункт. Если вы - человек с тонкой душевной организацией, не привыкший к провалам, с нестабильной самооценкой... Вам будет очень, очень, очень сложно (психологически). Оказаться среди массы невероятно умных, талантливых ребят, многие из которых имеют обширный олимпиадный бэкграунд, совмещают учебу с высокооплачиваемой работой, успевают ходить в зал, проходить курсы по машинному обучению и участвовать в 10 кейсах в годах... Это давит на психику и заставляет сомневаться в себе, особенно если ты привык быть лучшим в своем окружении. Когда ты поступаешь в вышку, то, конечно, понимаешь, что там будут невероятно умные студенты и выдающиеся личности, но понимать и быть готовым - разные вещи. Лично мне было очень сложно верить в себя и свой успех, когда ребята вокруг меня, на мой взгляд, превосходили меня во всем. Поэтому будьте готовыми.
7) Общага в полутора часах езды от корпуса на Покровке (в основном всех селят в Дубки). Автобус, электричка, метро, ходьба пешком... Это невероятно утомляет, особенно если у вас каждый день по 1-2 пары, и дорога в сумме занимает столько же времени, сколько сами пары.
8) Остальные недостатки - самые банальные. Есть не очень адекватные преподы, от которых тебя не защитит ни руководство, ни учебный офис. Есть предметы, где почти все зависит от семинариста. Есть ассистенты, которые, по идее, должны проводить консультации, но сколько бы ты им ни писал, ни просил провести консультацию или хотя бы ответить на вопрос касательно материала - им плевать. Есть кураторы, которых ты видишь один раз в год, а потом они исчезают навсегда.

В общем, как-то так. В вышке учиться сложно, но интересно. Мне сложно было, прежде всего, психологически, но это потому, что из ученицы районной школы провинциального города, живущей с родителями, домашней и стеснительной девочки, я вмиг превратилась в студентку ВШЭ, живущую в тысяче километров от семьи и привыкающую со всем справляться самой. Жалею ли я, что поступила? Нет. Думаю, это был правильный выбор. Правильный, хотя я каждую сессию курса до четвертого ожидала, что меня отчислят. Через четыре недели вручение дипломов, а мне не верится. Но оно того стоило.

Все, что я написала, в той или иной мере субъективно и может совершенно к вам не относиться, потому что это, прежде всего, - просто краткое изложение моего четырехлетнего опыта.
Верю
Не верю
Тык

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь


Пожалуйста, подождите. Идет загрузка...
Аноним
11848
Вопрос: Добрый день всем. Подскажите, пожалуйста, куда можно поступить в мск/спб с общагой с баллами 83 русский, 90 математика и информатика 85-90 (в ожидании еще) + медаль. Для себя натыкал вот такие вариант...
Ответить
25 июня в 18:00
РАНХиГС
День открытых дверей программы широкого бакалавриата «Зарубежное регионоведение и политэкономический анализ»
Подробнее
07 июля в 12:00
РАНХиГС Санкт-Петербург
Единый день открытых дверей РАНХиГС Санкт-Петербург
Подробнее
Аноним
11 848
Вопрос: Добрый день всем. Подскажите, пожалуйста, куда можно поступить в мск/спб с общагой с баллами 83 русский, 90 математика и информатика 85-90 (в ожидании еще) + медаль. Для себя натыкал вот такие вариант...
Ответить
25 июня в 18:00
РАНХиГС
День открытых дверей программы широкого бакалавриата «Зарубежное регионоведение и политэкономический анализ»
Подробнее
07 июля в 12:00
РАНХиГС Санкт-Петербург
Единый день открытых дверей РАНХиГС Санкт-Петербург
Подробнее