Вход
Регистрация
Выпускник этого вуза:
6 729 09 августа 2023
Институт гастрономии
Плюсы: Преподаватели и их преподавание теоретического материала
Минусы: Бесполезная практика, обещания золотых гор, плохая организация процесса

Данный отзыв затрагивает аспекты обучения в Институте Гастрономии по конкретной специальности - ВШРМ (высшая школа ресторанного менеджмента). И лишь отчасти может затрагивать процесс обучения студентов-поваров, так как их направление отличается очень сильно.

Для тех, кому лень читать полотно текста, можно сформулировать отзыв в трёх предложениях следующим образом: "Институт гастрономии — это конфетка в красивой обертке, развернув которую можно увидеть только нелицеприятное месиво, которое сложно назвать чем-то съедобным. За рекламной кампанией, обещающей золотые горы, на деле скрывается очень слабая программа обучения, из которой достаточно проблематично вытащить хоть что-то полезное. Хотите ли вы платить почти полмиллиона рублей за 4 года обучения за слабый и скромный результат – думайте сами." На этом всё, можете закрывать данный отзыв. Дальнейший текст призван только развернуть сказанную мысль и представить обучения в институте гастрономии таким, какой он есть, с целью того, чтобы абитуриенты имели реальное представление об обучении и смогли самостоятельно решить нужно ли им это.

Институтом легко заинтересоваться: красивый и новенький ремонт в корпусе на пр. Свободном, где предполагается всё дельнейшее обучение, гарантия трудоустройства, практикоориентированное обучение. Представители института посещают школы и агитируют поступать именно к ним, регулярно поводятся дни открытых дверей с подробными описания того, как всё замечательно. Немало людей обратили на него внимание из-за красивых фотографий и всей той построенной ширме, именно благодаря которой, в институт поступает значительное количество людей каждый год. И, в теории, обучение здесь звучит интересно: можно поступить на актуальное направление, в процессе получить реальный опыт от практиков и гарантию трудоустройства, а все 4 года обучения не просто сидеть в четырёх стенах, а ходить рестораны на практику и получать не только теоретические знания. Но при поступлении, особенно спустя примерно полгода, когда розовые очки немного спадают, студент начинает обращать внимание на проблемы, которых в этом институте очень немало.

Хотелось бы в начале отметить и уделить внимание самому большому и, вероятнее всего, единственному плюсу института – преподавателям от университета. Это больше не заслуга института, а СФУ в целом и многолетнего опыта самих преподавателей. Все они прекрасные и добрые люди, которые всегда помогут и действительно обучат. Преподаватели по-разному выстраивают подачу материала, однако многие используют понятные примеры, которые легко воспринимаются. За что им огромное спасибо.

Напротив, самым большим минусом обучения является именно разрекламированная практика. Ей стоит посвятить ей отдельный большой абзац. Она, для учащихся на направлении ВШРМ, просто никакая. Вы не получите по ней профессиональных знаний по направлению менеджмента в полной мере. Сценарий будет следующим:
1) В первые два года обучения будет официантская практика: часть её будет проходить в Перцах, часть - в ресторане Истории. Если повезет - поставят в ресторан, но везет далеко не всем. И никакого менеджмента. Такой подход будет оправдываться руководством института, например, часто можно услышать фразу о том, что "менеджер должен пройти все уровни". С одной стороны — это логично и понятно. Действительно полезно получить такой опыт, понять все аспекты работы. Но, с другой стороны, достаточно быстро обнаруживается, что большая часть самого руководства Bellini Group никогда не была на позиции официантов. Одни пришли из других компаний, другие – через знакомых, дружбу и налаженные связи. В связи с чем, фраза про "все уровни" скорее представляет собой некое популистское высказывание, призванное оправдать в глазах бывших школьников такое больше количество практики на позиции официанта. На самом деле, два первых года - период, в котором учащиеся это бесплатная рабочая сила. Конечно, можно парировать тем, что в одно время была система оплачиваемой практики, которая то вводилась, то выводилась и до сих пор судьба её остаётся не ясной. Однако, суммы там не то, что большие или маленькие, они несущественные. Может сложиться ситуация, что вы работаете официантом по 6 часов каждый день на протяжении двух недель, а по выходу получаете жалкие 3 тыс. руб., за которыми еще будете бегать от талант-менеджера к управляющему, чтобы вам вообще отдали ваши деньги. Сказать, что это выглядит как плевок в лицо - ничего не сказать. Плюс, официантскую практику можно с легкостью сократить с двух первых лет обучения до пары недель и ничего не изменится. Весь материал вполне можно освоить за этот период и на всех последующих практиках в данной должности вы сами будете замечать, что, в сущности, никакого опыта не получаете, а просто работаете за бесплатно. А так как студенты приходят и уходят, администраторы и управляющие абсолютно не заинтересованы в их обучении: рассказывают они что-то только если напрямую спрашивать и просить об этом. Но нахождение студентов им определенно выгодно: штатных официантов они могут спокойно отпускать, не выплачивая им заработную плату за часы, а официанты-студенты будут батрачить до последних минут своей 6-ти часовой практики.

Если вы всё-таки решили поступать и уже сделали это, то рекомендую быть очень осторожным на данной практике - не повредите себе здоровье. Работа официантом сама по очень тяжела физически, но на вас будет еще дополнительная нагрузка в виде учебы: курсовых, отчетов по практике, домашних заданий. А субботние дни всегда будут учебными даже во время практики. Многие преподаватели сами отмечают, что на их парах студенты после и во время такой практики всегда выглядят сонными и очень тяжело усваивают материал. Если у вас, как у читающего данный отзыв и желающего поступить в данный институт, есть хоть малейшие проблемы со здоровьем, но вы думаете, что физическая нагрузка вам не повредит и только поможет разгрузить голову – заклинаю вас одуматься. Вы не первый и не последний кто так считает. И уже на середине первого курса последствия этой ошибки станут явными.
2) В первой половине третьего курса студенты встают на роль барменов и хостесс. Что является отличной отдушиной спустя два года официантской практики. Особенно очень многим нравится практика на баре. Но тут также важен фактор везения - можно запросто попасть в месте, где барменам будет абсолютно всё равно на ваше обучение, некоторые даже близко к рожковой кофемашине подпускать не будут, так как считают, что "студенты только всё портят, а ответственность за них никто брать не хочет" (практически прямая цитата). Так и пройдет практика на баре за нарезкой ингредиентов для заготовок чаев и прочих напитков. Однако, можно оказаться среди действительно хороших наставников, которые не только расскажут много интересного о своей работе и многому научат, но и время с ними пролетит легко и быстро. В практике хостесс ничего особо любопытного. Она близка к официантской и многие функции схожи, только физической нагрузки в виде беготни по залу немного меньше.
В следующем семестре этого же курса будет проходить практика в отделах: маркетинговом, HR, финансовом. Из положительного можно отметить только практику в HR-отделе: менеджеры там действительно заинтересованы обучении студентов. Они приятные люди, с которыми легко вести диалог и которые подробно рассказывают о своей работе, дают индивидуальные задания, помогающие погрузиться в процесс. Наиболее слабыми являются два других отдела. Маркетинговый отдел всего лишь проведет часовую встречу о своем отделе, где без подробностей о функционале, а в виде простой лекции, которую легко можно вычитать из интернета, побеседует с вами и на этом все. Конец практики. Спасибо, что выделили свой драгоценный час на студентов. Финансовый отдел, в свою очередь, является практикой с бухгалтерами в заведениях. Но какой-либо значительной работы, хоть немного связанной с работой бухгалтера в ресторане, вам выдано не будет, в лучшем случае позволят перебирать бумажки по алфавиту и датам, подписать конверты (и это даже не шутка). И прочее в схожем духе – мелкие, неважные и залежавшиеся задания, которую им самим выполнить лень.
3) Четвертый год делит между собой две практики - на позиции администратора и помощника управляющего. Звучит, конечно, громко. Но практика по позиции администратора представляет собой аналогичную практику в качестве хостесс, которая уже была пройдена на третьем году обучения, а практика помощником управляющего немного позволит погрузиться в отчетность (если повезет и вам её вообще покажут) заведения и непосредственно работу менеджера. Да, только из самой последней и заключительной практики с управляющим, уже перед защитой диплома, можно действительно узнать, что делает менеджер в заведении, а это и есть направление обучения. Обучение менеджменту – должно быть целью практики, но по факту является лишь приложением к официантской практики, где будет проведена большая часть времени.
Почему всё сложилось именно так и почему время проведения на той или иной позиции распределено таким образом - большой вопрос. Почему много практики там, где много не нужно, и мало там, где нужно много - не ясно совсем. Можно лишь сослаться на "бесплатную рабочую силу", которая очевидна выгодна BG при колоссальной текучке кадров среди официантов. Иного объяснения нет.
Отдельно пунктом в приложении к практике поговорить об организации всего процесса практики. Ведь институт ввел целую должность – талант-менеджер – человек, который курирует вас, является связующим звеном между местом практики и студентами. Ну или должен быть. Но на деле, данный человек выполняет свою работу спустя рукава. И не ясно в ком именно проблема бардака. Всего за 6 лет существования института эту должности успело сменить около 4 разных людей. Но ничего существенного не меняются: до вас как доносили информацию по местам практики и распределения в последний день (например, в воскресенье, когда на практику нужно выходить уже в понедельник) так и доносят. Самих администраторов и управляющих зачастую не предупреждают о выходе студентов на практику. О необходимом дресс-коде не сообщается вовсе. Что ставит вас как минимум в неудобное положение по приезду на место практики и выяснения того, что вы оказывается должны были приехать в определённом виде. Само распределение происходит без учёта места проживания студента, в связи с чем порой приходится ездить в другую часть города. Оказывается, не всегда и не всем удобно ездить по 2 часа в одну сторону на автобусе при том, что альтернатива есть всегда и заведений у BG много по всему городу. Пожелания по этому поводу абсолютно не учитываются (однако, если вы дружите с талант-менеджером, ситуация тут же меняется – удивительно, правда?). Ваши сообщения с вопросами могут откровенно игнорироваться на протяжении длительного времени - дней или даже недель.

Другой аспект, который постоянно рекламируется институтом, помимо практикоориентированного образования, это гарантированное трудоустройство. Однако, в рекламе не упомянут, что речь идет только о трудоустройстве на позицию хостесс и, если вы везунчик, администратора. Стоит отметить, что на должность хостесс может устроиться любой человек, достигший совершеннолетия, с симпатичной и опрятной внешностью - для этого совсем не обязательно учиться 4 года в университете. А ваша отработанная за 4 года практика абсолютно не является чем-то ценным для отдела HR (по всей видимости, они и так осведомлены в каком барадаке находится ваша практика и что на деле вы ничего не знаете).

Однако, проблема с практикой — это вовсе не единственная проблема программы обучения. За время обучения студенты будут писать большое количество курсовых работ, не редко по две работы объёмом более 70 страниц за семестр, то есть 4 за учебный год. Все они посвящены одной общей идеи - улучшению чего-либо на месте практики, в конкретном ресторане. Но порой, данные работы призваны скрыть пробелы в системе обучения, так, например, вы легко можете писать курсовую по предмету, который вам даже не преподавался, в котором не разбираетесь, где вам будет поставлена цель выработать и предложить какую-либо реальную рекомендацию, придумать как её реализовать, какой эффект она может принести и как повлиять на финансовый результат всей организации. Хочется задать вопрос: а найм преподавателя разве не будет наиболее эффективным способом обучения? Чтобы не сами студенты разбирались в предмете с нуля посредством написания курсовой работы при том, что это их не единственный предмет и есть ещё практика, после которой сил не остается ни на что, а с преподавателем через лекции, решение задач и кейсов. Объем и количество курсовых работ таково, что уже на втором курсе вы устанете их писать и ваши идеи начнут стремительно заканчиваться, а все дальнейшие работы начнут превращаться в копии предыдущих. Вот и получается, что наиболее полезные работы, который действительно вам помогут в написании диплома окажутся последние две в последнем семестре. Также будет влиять и то, что курсовые работы пишутся "в пустоту": написание происходит на материалах реальных заведений, однако ни администратор, ни управляющий, ни кто-либо из руководства института или Bellini Group не обратит внимание на указанную проблему и способ её решения.

Институт часто приглашает спикеров, но к сожалению, львиная доля их материала либо неинтересна (не редки случае, когда спикер просто два часа рассказывает о собственных успехах в духе бизнес-тренеров, вынуждая тебя сидеть и думать "а зачем я здесь?"), либо абсолютно очевидна и гуглится по первым ссылкам (бывает ловишь себя на мысли, что материал ты уже слышал от преподавателей на парах или читал в интернете пока писал курсовую работу, реферат или статью). Спикеров не редко ставят во время пар или практики, а не в свободное время, из-за чего вы запросто можете пропустить то, на что хотели пойти. Также их могут поставить в "обязаловку" и угрожать дальнейшими последствиями, если не пойдете на них. Хотя, как показал опыт, никаких последствий не будет, это лишь пустые угрозы. Однако это принуждение только портит впечатления от спикера и приготовленной программы.

Другим элементом рекламы является новый корпус и требования к дресс-коду в стенах института. О новом корпусе, и прилагающихся к нему оборудовании и мебели, а также рисовании на стене можно сказать на самом деле много. Например то, что у новых стульев часто ломаются ножки, а в некоторых кабинетах, в самом конце, можно наблюдать кладбище сломанных стульев, сложенных горкой. Не во всех кабинетах работают и запускаются проекторы, выдавая синий экран, из ноутбуков дай бог включаются парочка. А на стенах в кабинетах невооруженным взглядом можно заметить разводы, оставшиеся от маркера. Корпус то, конечно, новый, но в дизайне и фирменных серо-синих цветах чувствуется только холод. Отдельно можно упомянуть "аквариумы": во многих кабинетах вместо стены со стороны коридора поставлено стекло. От них есть один единственных плюс: учась в данных кабинетах и проведя в них много времени, вам станет отвратительно фотографирование животных в зоопарках. Связано это с тем, что во время пар, любая мимо проходящая пара глаз обязательно посмотрит в стекло. И это нормально, глаз сам цепляется и обращает внимание на необычную вещь: любой человек обратит внимание на стекло вместо стены и сидящую за ним толпу. Но когда мимо проходит целая экскурсионная группа, кто-то обязательно сфотографирует вас через стекло, оставив только неприятный осадок в духе "меня только что сфотографировали как обезьянку…". Дизайном помещений занималась отдельная организация и, судя по результату, они явно не брались за разработку проекта дизайна пространства, где должны учиться люди (других институтов, школ, библиотек), ранее. Не пробовали поставить себя на место студентов, а просто холодно выполнили свою работу, принеся, как им казалось, интересные, но неработающие на деле элементы.

Синяя форма, которую требует институт, а синий цвет называет своим корпоративным цветом, также неоднозначная деталь. С одной стороны, форма призвана дисциплинировать студентов, придать их внешнему виду опрятности, отличить их от остальных. И последний пункт — это действительно правда. Так как никто больше в СФУ не носит форму, ни один институт не требует её с соблюдением конкретных цветов, кроме так называемого делового стиля, учащиеся Института Гастрономии действительно будут отличаться от остальных и на всех общих от СФУ мероприятиях, будут выглядеть как белые вороны. Но, к сожалению, соблюдение фирменного стиля не всегда будет положительно вас отличать. Будут случаи, когда вы будете слышать, как студенты из других институтов шепчутся за вашей спиной, называя мажором, хотя это может быть совсем не так. А также в таком строгом стиле летом, при резко-континентальном климате, будет совсем не весело: ехать в институт в автобусе в 30-ти градусную жару — это отдельная форма удовольствия. Очень рекомендую испытать этот опыт тем, кто ввел данную форму. Именно не проехаться до института на личном и комфортном автомобиле с кондиционером, а в автобусе в толпе, как большинство студентов. Разумеется, никто другой в самом институте, кроме учащихся там студентов, соблюдать форму не будет: все сотрудники и преподаватели приходят в удобной для себя одежде, по погоде.

Поражает и то, что руководитель института никак не заинтересован в его улучшении и получении обратной связи от студентов. Можно встретить его лишь пару раз на официальных мероприятиях: приветственное слово для первокурсников и выпускной. На двух самых важных мероприятиях в студенческой жизни, где присутствую фотографы, большое число красиво наряженных людей. Создание образа красивый картинки, эдакой дружной семьи – это конечно важный функционал руководителя, но вам не кажется, что не только этим должно всё ограничиваться? Да, конечно, ещё его можно иногда встретить в корпусе на свободном, где он будет ходить в окружении свиты – тех же упомянутых экскурсионных групп, различных представителей, "шишок" из правительства города и прочих. Однако, порой складывается ощущение, что руководство института просто решило поиграть в большую театральную постановку: покрасоваться, показать, что они смогли создать. А студенты – лишь красиво разодетые в синие костюмчики и платья куколки их театра.

Управление в институте в целом весьма сложное. Расписание лент или практик можно получить только в воскресенье вечером. Что осложняет планирование, особенно если вы думаете совмещать работу и учебу. Но самое главное, расписание необходимо проверять регулярно, так как его запросто могут поменять, не предупредив заранее.

Подводя итог, хочется сказать, что задумка института хороша, но реализация невероятно плоха. Не рекомендую поступать в него - зря потратите деньги и нервы, а на практике можете с легкостью подкосить собственное здоровье. Даже если вы горите ресторанной сфере и действительно хотите открыть своё дело - всё необходимое давно есть в Интернете в том числе и то, что преподается в институте. Может, спустя какое-то время, он исправится (все-таки институт появился совсем недавно), но, честно говоря, в это верится слабо.

PS: если вы, прочитав до конца данный отзыв, всё равно решили поступать в Институт Гастрономии, попробуйте поиграть для себя в игру и за время обучения догадаться чем всё-таки занимается целый отдел маркетинга, выделенный специально для него, и как именно он выполняет свою работу. Попробуйте поспрашивать студентов старших курсов про загадочное направление маркетологов, недобор необходимого числа студентов в связи с полным отсутствием какой-либо маркетинговой кампании, и объединение их со студентами ВШРМ. Попробуйте зайти на официальный сайт Института, найти там упоминание направления маркетинга и что с ним стало сейчас, на момент публикации данного отзыва. А люди заплатили деньги за обучение по этому направлению. Видимо для того, чтобы их потом объединили с менеджерами, и они также ходили на практику официантами.

Если вы уже поступили и учитесь, то помните о том, что перевестись в другой институт можно будет только до начала второго семестра, то есть не позднее первого полугода обучения. В других институтах ситуация несколько отличается: перевестись в другой институт, если вы посчитали, что поступили не туда куда хотели, можно и после завершения первого курса, не потеряв при этом деньги и время. Но программа обучения в Институте Гастрономии отличается так сильно, что поступить в другой сразу на второй курс нельзя будет, а только начать всё заново потеряв таким образом год времени и около 150 тыс. рублей.
Верю
Не верю
Тык

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь


Пожалуйста, подождите. Идет загрузка...
Аноним
17197
Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, возможно ли поступить БВИ без одного из трех предметов ЕГЭ. Скажем, я по олимпиаде прохожу на экономфак (сама олимпиада по обществу), но при этом не сдаю профиль...
Ответить
15 мая в 19:00
РАНХиГС
День открытых дверей программы широкого бакалавриата «Стратегическое управление компанией»
Подробнее
04 мая в 12:00
ВАВТ Минэкономразвития России
Экспресс-курсы для школьников для поступления в ЕГЭ
Подробнее
Аноним
17 197
Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, возможно ли поступить БВИ без одного из трех предметов ЕГЭ. Скажем, я по олимпиаде прохожу на экономфак (сама олимпиада по обществу), но при этом не сдаю профиль...
Ответить
15 мая в 19:00
РАНХиГС
День открытых дверей программы широкого бакалавриата «Стратегическое управление компанией»
Подробнее
04 мая в 12:00
ВАВТ Минэкономразвития России
Экспресс-курсы для школьников для поступления в ЕГЭ
Подробнее