Вход
Выпускник этого вуза:
50 804 06 июля 2024
Институт общественных наук
Итак, это будет мой 3-й, завершающий отзыв на этом сайте об обучении в ИОН на программе бакалавриата "Психология (Liberal Arts)""Психология: современная теория и практика (Широкий бакалавриат)". Я опишу здесь плюсы и минусы через свой опыт обучения на конкретной программе психфака + о системе либерал артс и немножко про вуз в общих чертах. Так как раньше уже писала отзывы на прошлые курсы обучения, то этот будет чуть менее содержательным фактически, но больше про личные ощущения.

Контекст: поступала изначально не на психологию и выбрала ранх с либерал артс именно из-за возможности перевода после 1-го года обучения без досдачи егэ или внутренних экзаменов (до сих пор считаю это крутейшей фичой программы без аналогов в Москве, хотя есть системы либерал артс и в ТГУ и в СПбГУ). За первый год обучения по собственной инициативе узнала очень много информации о концепции обучения на программах типа либерал артс здесь и зарубежом, в идеале и в реале; сами преподаватели отмечают, что полностью реализовать формат либерал артс не получается из-за юридических несостыковок, что очень грустно. При этом, в западных странах есть представление о программах типа либерал артс как о "богемном образовании" в том смысле, что люди, которые учатся в системе либерал артс, изначально не испытывают потребность в зарабатывании денег и трудоустройстве (представьте мой шок в этот момент, тк я себя к таким людям обеспеченным ни разу не относила и я бы не сказала, что таковыми являлись мои однокурсники), после этой инфы я пошла допытываться в чем же суть либерал артс в ранхе - и на тот момент она была в максимально широком кругозоре и возможности стать многоруким специалистом с универсальными метанавыками, которые позволят выпускнику подстраиваться под рынок в любой ситуации - тут я выдохнула, такой подход меня, в общем-то, устроил. Как говорится, идея хорошая, но реализовали как могли (хотя, наверняка, искренне хотели как лучше). Именно поэтому я думала перепоступать в другой вуз в конце 1-го курса (а потом и следующие 2 года, мои однокурсники не дадут соврать - я постоянно думала и говорила об отчислении или переводе в другой вуз, даже составила сводную таблицу плюсов и минусов 7 психфаков в Москве по отзывам преподов, студентов и выпускников - да, я очень запарилась), и по итогам передумала переводиться (вот это мем), так как наш психфак больше соотносится с моими ценностями и карьерными планами, чем факультеты других вузов, как ни странно. Еще неочевидным плюсом, из-за которого я решила остаться на факультете, стало коммьюнити и теплая атмосфера. В целом, я человек, который акцентируется в основном на минусах и обесценивает плюсы. Ретроспективно смотря на весь мой опыт (старалась набрать его везде и побольше, все пощупать своими руками), могу сказать, что мне понравился этот эКсПиРиЕнС (несмотря на все, что опишу в минусах) и если бы я сегодня могла выбрать куда поступать в Москве, я бы снова выбрала этот вариант.

Итак, к сути:
-:
1. Практика + меньшее внимание к прикладным знаниям в силу специфики программы. Практика - её не было до 3-го курса, а на 3-м курсе она была письменной (желание отчислиться было как никогда велико), поэтому я устроилась на другую работу, записалась на курсы повышения квалификации по направлению в консультировании и пошла волонтерить, где я могла наконец-то потыкать пальцем в практику. К сожалению, при переводе на психфак в конце 1-го курса я не обратила внимание на комментарий декана на ДОДе, что конкретно программа либерал артс на психфаке заточена под выпуск психологов-учёных (тк у нас есть существенная нехватка академических кадров, которые могут разрабатывать новые теории, ставить приличные эксперименты и писать хорошие статьи по мировым стандартам) и именно поэтому во время учебы мы бесконечно проводили исследования и репликации классических экспериментов, жестко ботали матстат (за него и его вариации отчисляли больше всего и спрашивали жестче всего), считали все, что можно посчитать, осваивали все статпакеты, а кто-то даже R и Python для обработки данных (этим человеком был автор отзыва). Конечно, я сильно выгорала, так как не чувствовала связи образования и требований работодателя к кандидатам на hh (при этом, я не понимала, каким психологом и где я хочу работать по итогу образования, соответственно, не знала и на чем мне сфокусироваться: обучаться консультированию, ботать нейропсихологию и идти в магу в медвуз, делать интересные исследования в лабе и выступать на конференциях или двигаться в сторону корпораций и обученияоценки персонала в hr), но работа, волонтерство и обучение пси консультированию (а также мой психолог) держали меня на плаву. Когда случилась практика на 4 курсе, где можно было выбрать базу практики и условно получить представление о работе психолога в разных сферах (от педагога-психолога и карьерного консультанта до ux-исследователя и клинического психолога), обрадовалась и выбрала последнее (раньше думала, что у нас нет баз практики околоклинических тк мы не клинпси и придется выбирать что-то неинтересное мне, по типу работы с подростками), там можно было провести диагностику у реальных пациентов (шок!), защитить решение кейса и #ясчитаю, что это было очень крутой практикой из всех предложенных вариантов (имхо). Для меня взаимодействие с пациентами не было в новинку, но диагностика реальных людей была впервые (у меня имелся годовой опыт волонтерства в психиатрических больницах). Как уже сказала, отсутствие практикоориентированной программы компенсировала работой, волонтерством и внеучебкой - это + для резюме и дает возможность попробовать ручками пощупать моене мое, так я успела пощупать: лабораторию в ран, подбор и обучение персонала, оценку персонала (спасибо внеучебке), дизайн и руководство командой (спасибо внеучебке), написание научно-популярных статей (спасибо внеучебке), ux-исследования, оказание помощи на линии психологической поддержки и взаимодействие с пациентами в психиатрических больницах (спасибо волонтерству), даже сгоняла в экспедицию. Этой бурной деятельности и перебирания всего хватило, чтобы определиться с приоритетами и понять, чем хочу заниматься после выпуска. Также отмечу, что были места работы и волонтерства, в которых руководители были приятно удивлены тем, где и у кого я учусь, а я была приятно удивлена их удивлением (искренне считала репутацию ранха с негативными стереотипами как минимум недостаточной, а то и отрицательной, но, выяснилось, что аффилиация конкретных преподавателей с факультетом очень сильно влияет на его реноме внутри профсреды и смежных сфер - так, внезапно выяснилось, что репутация именно факультета оказалась первична).

2. Онлайн-учеба. Время моего обучения выпало на постковидные ограничения (по крайней мере, так нам объясняли отсутствие очных пар, хотя по факту это было, подозреваю, проблемой нехватки аудиторий) и ремонт корпусов ранха, из-за чего, кажется, чуть ли не 2 года суммарно было в онлайне, был период с 1 очным днем обучения с физкультурой (тут должен быть смайлик клоуна) в самом неудобно расположенном корпусе зимой с закрытым рядом метро (желание отчислиться в эти моменты тоже нарастало).

3. Наукометрия и вуз. Меня очень заинтересовала в свое время научная деятельность и оценка ее качества (чего стоит только научное студенческое общество ранха и все что с ним происходит), на факультете принят минимальный стандарт текстов и исследований, который как-то отбраковывает некачественные работы и воду. Не знаю, каковы требования у других факультетов и институтов, но знаю, что они сильно варьируются. Очень грустно, что в целом репутация ранха как центра по добыванию новых фундаментальныхакадемических знаний (вуза) в разных науках и часть журналов, которые издаются ранхом, вызывают вопросы у экспертов не только из моей области но и, эс фар эз ай ноу, некоторый даже испанский стыд. В сравнении, например, с ВШЭ, где есть целый центр наукометрии и жесткие требования к публикациям, существует условно черный и белый список журналов, а возникновение картелей цитирования пресекается - работа ранха на поле науки мне кажется недостаточно качественной. Это лично для меня очень грустно - надеюсь, что приоритеты поменяются в лучшую сторону и это будет исправляться не формальными показателями по типу цитируемости только внутри страны, но действительно качественными академическими кадрамиисследованиями у всего вуза по стандартам хотя бы журналов Q2-Q3 и исправлении репутации вуза в академических кругах, ужесточению требований к научным работам для преподавателей и студентов etc.

+:
1. Формирование мировоззрения, стандартов работы, нетворкинг и атмосфера факультета.
Коммьюнити очень поддерживающее и готовое к конструктивному диалогу, низкий поклон административному куратору нашей программы (судя по тому, что сообщали старосты и другие студенты, этот человек золото, потому что она стояла всегда на стороне студентов и была готова помочь хоть в три ночи - кстати, ходит слух, что она меняет работу, возможно, из-за выгорания, но это неточно), к работе деканата в целом есть вопросы и к некоторым отдельным представителям в последнее время тоже. Нетворкинг и коммьюнити конкретно у психологов - это очень важная составляющая профессиональной жизни и, по-тихоньку, начинаю понимать эту ценность (предупреждения, рекомендации по учебе, профессиональные холивары, подводные камни компанийагрегаторов, рекомендации смежных специалистов, поддержка, возможность поныть и не быть отвергнутым etc). У факультета много внутренних мероприятий академических и не очень, силами студентов и инициативных преподавателей ежегодно организовываются несколько профильных конференций, существуют летние и зимние школы, совместные поездки и прогулки - движ есть.

2. Преподавательский состав и отношение к студентам.
Было всего три по-настоящему кринжулькинса, они вели у нас пары не долго и их быстро уволили (+ система отзывов на предмет и преподавателя в конце семестра тоже работает), хотя выразительная кнопка как у вшэ не помешала бы. Преподаватели готовы помочь, объяснить что-то сложное миллион раз, поболтать про карьеру, поделиться опытом, дать совет, подискутировать, взглянуть на тезисы к конференции, быстро ответить на имейл (!), подкинуть зубодробительную статейку по теме. В целом, очень круто, что можно подойти к преподавателю и быть уверенной, что ко мне будут относиться уважительно, не высокомерно, открыто давать фидбэк, указывать на ошибки без перехода на личности и предлагать пути исправления (для меня это было базой, но есть студенты других вузов для которых это не повседневность, и это тоже та ценность, которая долгое время оставалась незамеченной).

3. Внеучебка, открывающая карьерные перспективы.
Во многом благодаря метанавыкам (привет критмышь) и хардам (внезапно), полученным неожиданно именно во внеучебке, мои однокурсники и я спокойно проходим отбор в ведущие и интересные компании, что приятно. Институт и факультет в последнее время сотрудничают с крупными партнерами, готовыми брать студентов на обучение, стажировки и работу и это классно (потому что еще года полтора назад такого масштабного партнерства не было), успела поучаствовать в таких штуках, это улучшило резюме, даже получала предложения о работе в таких компаниях, что не может не радовать выпускника специальности по социальным наукам...

Вот таким получился отзыв на последний год обучения. Большая часть это, конечно, воспоминания о прошлом и высока вероятность, что к моменту вашего поступления что-то пофиксят, а что-то скатится, так что обновляйте информацию от текущих студентов. Спасибо, что дочитали этот поток сознания до конца, делайте выбор в соответствии со своими ценностями, интересами и карьерными планами :з
Верю
Не верю
Тык

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь


Пожалуйста, подождите. Идет загрузка...
Аноним
29973
Вопрос: Вопрос по выбору предмета ЕГЭ В общем я был в полной неопределнности по направлению куда хочу пойти, но вектор был на что-то прикладное, поэтому до конца 10 класса много учил физику, недавно открыл дл...
Ответить
26 октября в 10:00
РОСБИОТЕХ
День открытых дверей
Подробнее
04 ноября в 19:00
ВАВТ Минэкономразвития России
Идет набор на Подготовительные курсы ВАВТ для 9-11 классов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, по предметам: Математика, Русский язык, Английский язык, Обществознание.
Подробнее
Аноним
29 973
Вопрос: Вопрос по выбору предмета ЕГЭ
В общем я был в полной неопределнности по направлению куда хочу пойти, но вектор был на что-то прикладное, поэтому до конца 10 класса много учил физику, недавно открыл дл...
Ответить
26 октября в 10:00
РОСБИОТЕХ
День открытых дверей
Подробнее
04 ноября в 19:00
ВАВТ Минэкономразвития России
Идет набор на Подготовительные курсы ВАВТ для 9-11 классов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, по предметам: Математика, Русский язык, Английский язык, Обществознание.
Подробнее