Вход
Студент этого вуза:
11 112 05 марта 2025
Глубокое обучение и генеративный искусственный интеллект
Говорить буду за магистерское направление "Глубокое Обучение и Генеративный Искусственный Интеллект", на которое имел неосторожность поступить в 2024 году, хотя многие аспекты будут актуальны для ИТМО в целом.

**Краткое введение**

Для полноты картины скажу, что бакалавриат я закончил в МГТУ им. Н.Э. Баумана, на кафедре ИУ5 (09.03.01, Информатика и Вычислительная Техника, специальность "Системы Обработки Информации и Управления"). В ходе обучения в баке и до него активно занимался нейронками, писал статьи и ездил на конференции. Пишу это не пиара ради, а исключительно для того, чтобы обозначить свой бэкграунд. Поскольку IT-образование в МГТУ в целом - сущий ад и мазахизм (почитайте отзывы хоть на табитуриенте, хоть на любом другом ресурсе), то решение пойти в магистратуру в другое учебное заведение вынашивалось буквально с первых месяцев обучения в бакалавриате. К концу 4 курса выбор стоял следующий: ИТМО, ВШЭ или ЮФУ (в последнем рассматривал толковую кафедру Михалковича С. С.). Победил всё же ИТМО (что сказать, в вопросах маркетинга ИТМО нет равных не то что в России, но и во всём СНГ, наверное). Но ближе к сути вопроса.

**Поступление**

Как писал ранее, я активно занимался исследованиями и разработками в области ИИ, так что мероприятие "Конгресс Молодых Учёных", проводимое ИТМО, не могло пройти мимо меня, особенно с учётом плюшек, которое оно даёт, а именно возможности, в случае победы в номинации, идти в магу по БВИ. Учитывая тот факт, что проходные баллы по ЕГЭ в бакалавриат и по вступительным в магу превосходят 300 и 100 соответственно, то получить 100 баллов автоматом за вступительные было бы весьма кстати. Ставка на Конгресс оправдалась, я получил победителя и свой законный БВИ, а также доп. баллы за SCOPUS и ВАК. Дальнейший выбор был достаточно богат: направлений, связанных с ИИ, в ИТМО масса, но поскольку тема языковых моделей и чистой бигдаты меня не интересовала, выбор пал на "Глубокое Обучение и Генеративный Искусственный Интеллект". Программа была фундаментальная, если так можно выразиться, то есть упора на что-то конкретное не заявлено, рассматривается область ИИ в целом. У программы есть свой сайт, на котором красочно расписываются все преимущества и изучаемые дисциплины по семестрам на все 2 года. Естественно, основное моё внимание было приковано к тому самому списку дисциплин, ибо хлама вроде "Инженерной этики", "Экономики" и "БЖД" в бакалавриате было больше, чем профильных дисциплин, и желания мариноваться с ними ещё и в маге не было от слова совсем. И у выбранной мной программы, судя по официальному сайту, с этой точки зрения всё было идеально (как же я ошибался...). Да, я видел множество отрицательных отзывов на ИТМО, но, каюсь, предпочитал просто не верить им, о чём вскоре и пожалел.

**Первые звоночки**

Если вы думаете, что организация обучения одинаковая во всех вузах страны, то вы ошибаетесь. В ИТМО практикуют так называемую модульную систему, преподносимую как успешный западный опыт и вообще крутую и удобную фишку. Как же это выглядит на самом деле? Выглядит это так: у вас есть некоторый список дисциплин на семестр, причём их объём в часах соответствует, а может даже и превосходит среднестатистический по всем другим вузам, но которые не читаются параллельно в течение всего семестра, а сжимаются в короткие отрезки времени, разбросанные (и частично пересекающиеся) в течение семестра. То есть у вас может быть дисциплина на 216 часов, которая будет читаться два месяца, или дисциплина на 108 часов, которая будет читаться две недели. В итоге у вас может быть три занятия в неделю по 4 часа по одной дисциплине, при этом, как я писал ранее, это будет не единственная изучаемая в этот период дисциплина. И, разумеется, будут домашние и лабораторные работы, которые НЕ ВХОДЯТ в часы занятий и должны выполняться отдельно. Трудоёмкость того и другого будет внушительная, что, конечно, никого не волнует. По окончании модуля сразу же сдаётся зачёт или экзамен, таким образом в ИТМО нет сессии как таковой: она размазана по всему периоду обучения. Зачёт может быть как в октябре, так и в январе. Так что забудьте стишок "От сессии до сессии живут студенты весело", сессия у вас тут будет ПОСТОЯННО, а учебная нагрузка будет крайне неравномерно распределена по семестру, создавая, мягко говоря, дискомфорт. Модульная система обучения в ИТМО - это попытка скрестить убогую совковую систему образования и современную зарубежную, результат такого межвидового скрещивания, как водится, нежизнеспособен. В начале сентября началась выборность дисциплин (та самая распиаренная возможность выстроить свою траекторию обучения). И тут мы подходим к следующему неприятному сюрпризу.

**Непрофильные дисциплины или инфоцыгане первого проректора ИТМО**

Начнём с того, что выбор дисциплин в ИТМО - это совсем не то, что наивный абитуриент может понимать под этим словосочетанием. Выбирать среди профильных дисциплин вы не сможете, не сможете даже выбрать преподавателя или группу, за исключением, может, одной элективной дисциплины, которые и так имеются в любом другом вузе. Выбор будет только среди общеуниверситетских дисциплин, таких как... Английский язык и Soft Skills. На английском языке вас будут учить искать и писать статьи (магистры ИТМО не умеют искать и писать статьи на английском языке???), писать статусы в соцсетях в стиле Хилари Клинтон (не шутка) и тому подобный бред. А вот на второй части хочу остановиться подробнее. В ИТМО основной упор сделан на т.н. Soft Skills, причём введены они были, по словам Дарьи К., по её же инициативе за счёт урезания часов профильных дисциплин и через справедливое недовольство студентов и ещё остававшихся в ИТМО на тот момент адекватных преподавателей и профессоров, на которых просто положили болт, а недовольных отчислили/уволили. Ну что поделать, против желания жены ректора и, по совместительству, проректора по учебной работе не попрёшь. Как говорится, чем бы дитя не тешилось. Но что из себя представляют софт скилы в маге. Выбор большой, например, "сторителлинг" (в переводе на великий и могучий - "рассказывание сказок") или "Путь в IT..." (зачёркнуто) "Карьера в IT". Соль в том, что вы ОБЯЗАНЫ выбрать три дисциплины из этого списка. Я выбрал "работу в удалённых командах", "управление конфликтами" и "выступления для молодых учёных" как наименее бредовые, судя по названиям. Расписывать про это всё не вижу смысла, ибо будет слишком много букв и непечатных слов, скажу только, что вести эти бесконечно важные дисциплины будут "преподаватели", именующие себя в соцсетях "бизнес-тренерами", "коучами" и т.д. Содержание этих курсов, особенно последних двух, до боли напоминает марафоны желаний Блиновской или буткемпы Аяза Шабутдинова. Собственно, поскольку вся эта братия бизнес-тренеров и коучей собрана первым проректором, то и сделать с ними ничего нельзя, отчего самомнение данных персонажей поистине огромно. Стоит ли говорить, что на сайте программы никаких упоминаний английского и софтскилов не было...

**Обучение**

Наконец, начался учебный год и первое, с чем я столкнулся, была неразбериха. Пары начались, согласно расписанию, только в самом конце сентября, причём это расписание менялось постоянно, как до начала занятий, так и после. Спланировать своё время в таких условиях весьма и весьма трудно. Несмотря на заявленную очную форму обучения, все пары, за исключением всего двух за семестр, проходили в дистанте, причём преподаватели регулярно опаздывали/переносили их, потому что "не успеваю провести" или "у меня опять дела, поэтому давайте перенесём на...". Всё общение с преподавателями происходит либо на занятиях, либо в переписке в телеграме, застать кого-то очно невозможно. Всё это привело к тому, что некоторые преподаватели могли не отвечать и не проверять работы неделями, на что, разумеется, руководство закрывает глаза. При этом за дэдлайнами по лабам и домашкам следят очень жёстко, чуть что - сразу снимают баллы. Отдельно стоит выделить руководителя программы - Сергея М. На любой вопрос он отвечает в стиле Гендальфа из известной трилогии Толкиена, то есть максимально расплывчато, но, в отличии от серого мага, с ощутимой пассивной агрессией, которая в случае отсутствия аргументов не замедлит перейти в активную. Две недели не отвечает преподаватель - М. делает вид, что решает проблему, на самом деле не делая ничего, и т.д. Как только я понял, во что влез, запросил учебный план у администрации программы. Стоит ли говорить, что я его не получил (что как бы нарушение, поскольку учебный план вообще должен быть опубликован на сайте вуза). Вместо учебного плана мне прислали список дисциплин через запятую, даже без указания часов, формы аттестации и семестра. В середине первого семестра, заглянув в электронную зачётную книжку, я обнаружил, что две дисциплины, которые читаются в первом семестре, стоят на самом деле во втором. То есть М. и компания просто взяли и по-тихому нагрузили студентов двумя дополнительными дисциплинами, даже не согласовав это со студофисом. Содержание профильных дисциплин вызывает даже не вопросы, а откровенный скепсис. Во-первых, постоянное дублирование: на "теории глубокого обучения" будем обучать LLM, на "технологиях программирования и обучения глубоких сетей" будем обучать LLM, наконец, на втором семестре будем всю дисциплину "методы ИИ в обработке естественных языков" обучать LLM, во-вторых, отсутствие хоть какой-то логики или структуры. Эмм, алгоритмам, лежащим в основе глубокого обучения была посвящена дай б-г одна лекция и лаба за весь период, зато обучению LLM - процентов 70 остальных занятий. В итоге ни тебе детального разбора градиентных методов оптимизации, ни адекватного разбора составляющих частей нейронных сетей (свёртки, пулинги, нелинейности, полносвязные слои, нормализации и регуляризации, LSTM), ни разбора архитектур нейронных сетей, ни даже адекватного изучения PyTorch. На первой лабе обучаем линейную регрессию на PyTorch (попутно и по мере возможности изучая сам PyTorch) - на второй обучаем LSTM на генерацию текста. Прямо как в известной инструкции по рисованию совы. М. во всём этом не видит ничего особенного, более того, прямо говорит, что "ну мы дадим им лекции ШАДа, там всё красиво расписано, или картинки из интернета". То есть никто никого тут учить не собирается, только имитировать бурную деятельность, и не только учебную (Виноградов не даст соврать). Почему на направлении, не декларирующем себя как ориентированное на языковые модели, бОльшая часть занятий посвящена именно им, остаётся открытым вопросом. Ах да, раз уж зашёл разговор про учёбу. В ИТМО считается нормальной практика, когда преподаватель читает лекцию на несколько вузов сразу на сторонней платформе. То есть фактически ИТМО продаёт (платникам или государству, платящему за бюджетников) чужие лекции и материалы. Следующий шаг - найти на ютубе бесплатные видеолекции и включать их студентам вместо живой лекции. Касательно лабораторных работ всё ещё интереснее. Для выполнения лабораторных работ нужны большие вычислительные мощности. По заявлениям всё той же Дарьи К., ИТМО создаёт коллаборацию с IT-корпорациями в том числе для предоставления вычислительных ресурсов университету. А что мы видим в действительности: у кого из студентов имеется соответствующее (и весьма недешёвое) железо, сутками обучает нейронки у себя, а у кого нет, те вынуждены использовать бесплатный (и забугорный) Google Colab или Kaggle с жёсткими лимитами для того, чтобы за пару недель подготовить лабу (не забываем про дедлайны!!!), либо покупать ресурсы за овердохрена денег (стипендия 2100 рублей, так что можем себе позволить и не такое!). В середине учебного года в зачётной книжке появились две новые "крайне важные" дисциплины - ещё один английский язык и "этика в сфере искусственного интеллекта". Занятно то, что по этике стоит экзамен (!), и то, что весь этот хлам появился в конце января (!), в то время как остальные дисциплины второго семестра были прописаны ещё в сентябре. Также в ИТМО считается нормальной практика, при которой преподаватель (преподаватели) в середине дисциплины принимают решение изменить правила получения баллов и зачёта (в сторону ужесточения, разумеется). Так, например, нам спустя несколько занятий объявили, что для зачёта надо набрать 100 баллов, а оценки за тесты на электронной платформе будут идти с понижающим коэффициентом. Всё обучение в ИТМО пропитано хаосом и неопределённостью.

**Работа**

Одним из направлений пиара ИТМО являются его лаборатории, в которых могут работать студенты. Во-первых, это широко известный SCAM(T), который в сентябре 2024 с обыском по делу о мошенничестве (ирония судьбы, не иначе) посетили сотрудники ФСБ, во-вторых, множество мелких лабораторий, в том числе лаборатория компьютерных технологий, в которую в сентябре мне было предложено трудоустроиться. Тянулось это трудоустройство долго: сначала речь шла об октябре, затем о ноябре. В конце концов сбор документов начался только в конце октября, а учитывая, какие именно нужны документы, о трудоустройстве можно было говорить в лучшем случае в середине ноября - декабре. Как и полагается ИТМО, чем важнее информация, тем позже она дойдёт до адресата. Так вышло и с трудоустройством: выяснилось, что для оформления требуется предоставить оригинал трудовой книжки, что ввиду независящих от меня обстоятельств я смог осуществить только в январе (если бы об этом было сказано заранее, то вопрос решился бы ещё в конце ноября). В промежутке между концом ноября и серединой января мне неоднократно звонили то из отдела кадров, то заместитель руководителя лаборатории (а руководитель, к слову, тот самый Сергей М.) с просьбой привезти трудовую и подписать документы. Каково же было моё изумление, когда в офисе поддержки сотрудников в январе мне сказали, что договор уже подписан (кем???) и теперь, когда трудовая книжка у них, оформление лишь дело техники. Ещё большее удивление меня ждало спустя два часа, когда мне позвонили и попросили срочно приехать подписать новый договор. После моих настойчивых расспросов выяснилось, что с января изменили условия трудоустройства (на менее выгодные, естественно). Разумеется, ничего подписывать я не стал, ибо на тот момент уже не относился к отзывам про студенческое "рабство" в ИТМО скептически и просто забрал трудовую. Дальнейшее общение с заместителем руководителя лаборатории (которая, к слову, и координировала все мои действия) озадачило: оказывается, изменение условий оформления было для неё сюрпризом. Заместитель руководителя лаборатории не знает, на каких условиях в эту самую лабораторию берут сотрудников... Но вот от последующего предложения я выпал в осадок: мне было предложено получать деньги через зам. руководителя лаборатории без оформления. Поскольку я не был готов отправиться навстречу приключениям, в том числе с налоговой, от предложения я отказался.

**Наука**

Логично, что любой университет тесно связан с наукой, но если это неклассический университет, то и наука в нём будет неклассическая. ИТМО очень любит гранты - это факт, ИТМО очень любит пиар - это тоже факт, но ИТМО не заинтересован в реальных и практически применимых разработках, так как они априори требуют больших вложений, как материальных, так и моральных, - печальный факт. Следствием этого обстоятельства является множество грантов, выдаваемых одними структурами университета другим структурам университета. Всё это оборачивается в красивую обёртку, дабы не палиться явно, но внутри представляет из себя нечто странное. Довелось мне некоторое время присутствовать в команде одного такого гранта, в котором ни участники, ни руководитель, не могли чётко определить, что же именно должно получиться в итоге и как это что-то сделать. В итоге к периоду отчётности никаких явных подвижек не было. Буквально, сначала мы ищем испорченные продукты, потом мы классифицируем минералы. Стоит ли говорить о том, что при таком подходе в любой иной ситуации команда гранта вынуждена была бы не просто вернуть деньги грантодателю, но и заплатить немалый штраф. Но это же ИТМО, а деньги государственные, так что и так сойдёт. Преподаватели, к слову, имеют непосредственное отношение ко всем этим грантам, поэтому заниматься своими непосредственными обязанностями (а именно обучением студентов) у них просто нет времени. Запомнились также слова Сергея М., которые он произнёс в ответ на моё предложение к написанию статей в научные журналы, на Хабр и к участию в конференциях: "Это не в приоритете. Нам нужны публикации в СМИ, например, на Фонтанке, с броскими заголовками, привлекающими внимание. Учёные ИТМО изобрели... и так далее. Содержание не обязательно какое-то впечатляющее может быть. Жаль, что у нас нет отдела, который этим профессионально занимался бы.". Тут, как говорится, без комментариев. Впрочем, этот факт не помешал потребовать от меня вписать в статью, поданную на известную международную конференцию статью абзац, в котором говорится о финансировании работы лабораторией, в которой я не работал и не работаю (причину описал выше). То есть ИТМО просто внаглую приписывает себе чужие разработки, выполненные без участия ИТМО, и под них осваивает бюджетные деньги.

**Вывод**

Программа 5 в 100 сыграла с ИТМО злую шутку. К участию в подобных программах можно допускать организации только при условии жёсткого контроля за их деятельностью, иначе разного рода дефективные менеджеры, инфоцыгане и прочие мошенники мгновенно налетят, как мухи на сладкий сок. Был ли ИТМО сильным IT-вузом? Да, был. Очень сильным. Является ли он сейчас таковым? Нет, нет, и ещё раз нет. Шумиха вокруг ИТМО обусловлена двумя вещами: активной (и, очевидно, дорогой) пиар-компанией и сильными студентами, которые приходят сюда, ведомые дутым ореолом величия и успешности. Фактически имеем замкнутый круг: сильные студенты вопреки всему чего-то достигают, находясь в ИТМО; ИТМО пиарится за счёт достижений этих студентов, приписывая их себе; пиар обеспечивает приток новых сильных студентов. Где-то параллельно всему этому идёт поток финансирования, которое тратится одному богу известно на что. Ну и ректору с его девочками, которые весь этот бардак поддерживает вот уже больше 10 лет. Никому не советую поступать сюда.
Верю
Не верю
Тык

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь

Аноним
3961
Вопрос: Привет. Можете посоветовать Вузы, в которых есть направления Материаловедение и технологии материалов, Наноматериалы? Желательно в Москве или в СПб
Ответить
19 апреля в 10:00
РОСБИОТЕХ
Поступление в колледж - узнайте подробности
Подробнее
22 марта в 10:00
ФУ при Правительстве РФ
День открытых дверей Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа
Подробнее
Аноним
3 961
Вопрос: Привет. Можете посоветовать Вузы, в которых есть направления Материаловедение и технологии материалов, Наноматериалы? Желательно в Москве или в СПб
Ответить
19 апреля в 10:00
РОСБИОТЕХ
Поступление в колледж - узнайте подробности
Подробнее
22 марта в 10:00
ФУ при Правительстве РФ
День открытых дверей Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа
Подробнее