|
Студент этого вуза:
|
Факультет биологии и биотехнологии |
Главное, что нужно учитывать при выборе нейробиологии (ровно то же относится к биотехнологии, программы отличаются лишь несколькими предметами) в ВШЭ — учиться здесь объективно несложно. Обычно учебный день состоит из одной-двух пар, учебных дней в неделю около четырёх, в целом требования невысокие, и опасаться четырёх сессий и прочего не стоит. Никого не отчисляют, даже если не ходить по целому модулю на занятия и прийти только на экзамены, никто сам не отчислился. Учёба интересная: предусмотрено много разных практик в институтах, в первой половине года на первом курсе некоторые занятия проходили в Вышкинском институте исследования мозга.
Поступать стоит только в том случае, если действительно есть желание изучать мозг, поскольку программа полностью на это ориентирована. В дальнейшем предусмотрены возможности работать в лаборатории, а практика — главный плюс факультета. Вся информация о мозге, которую дают за первые курсы, основана на англоязычном учебнике, причём в сокращённом виде.
Если нужны именно фундаментальные базовые знания, лучше рассматривать биологический факультет МГУ (поскольку почти все сильные преподаватели пришли оттуда или из Сколтеха) либо медицинский университет. Это актуально для тех, кто готов серьёзно учиться и узнавать что-то новое. Если же цель — провести четыре года в комфортном режиме, заниматься хобби, внеучебной деятельностью (в Вышке с этим чудесно, можно ездить в другие корпуса на разные кружки), посещать интересные практики по мозгу, работать — тогда эта программа подходит.
Плюсом является и то, что студентов на факультете немного, одна-две группы на курс. Во второй половине года лекции по мозгу читали приглашённые специалисты из Сколково и ВНД РАН. Основные дисциплины — анатомия, химия, математический анализ — не требуют усилий, читаются как набор фактов без доказательств.
Уровень преподавания английского языка довольно низкий, поэтому выучить его в процессе обучения практически невозможно. Желательно изначально владеть английским, иначе не удастся читать современные англоязычные статьи по нейробиологии. Для учёбы это не критично, но для профессионального развития — важно, ведь наука активно развивается, а в России она пока отстаёт от зарубежного уровня.
Учёбу вполне можно совмещать с работой или увлечениями, что тоже является плюсом. Однако у такого подхода есть минус: многие студенты не слишком дисциплинированны, могут ничего не выучить и не посещать занятия — даже важные практики — без справок и последствий в виде отчисления. Всё зависит от личной мотивации и умения организовать себя.
Образовательный процесс во многом напоминает систему обучения в Сеченовском университете. Из минусов стоит отметить неудобный корпус — бывшее школьное здание с некачественной столовой, локальное небольшое здание на Новых Черемушках только для биологического факультета, где проходят 95% занятий. Теоретически можно ездить и учиться в красивом корпусе на Покровке, в уютной библиотеке, но на практике биофак оказывается изолирован от основного сообщества Вышки.
Самый главный плюс — с третьего курса появляется возможность попасть в Сколково и получить двойной диплом. Это очень ценится и значительно повышает шансы на трудоустройство в хороших лабораториях.
Поступить на программу стоит, если действительно есть интерес к исследованию мозга и уже сейчас читаются книги, смотрятся лекции по этой теме, ведь большая часть обучения — это самообразование. Также программа подходит тем, кому важно наличие свободного времени, кто умеет самостоятельно организовать учёбу, а также хочет работать в лаборатории, несмотря на возможные минусы такой работы.
Атмосфера на факультете позитивная: студенты поддерживают друг друга, дружат, конкуренции за оценки нет, билеты к экзаменам готовят вместе. Средний итоговый балл — около 7-8 из 10.
Есть и организационные минусы: программа новая, поэтому расписание составляют не очень удобно, предметы и их время могут долго оставаться неизвестными, что мешает планировать внеучебное время.
Есть и особенности: расписание сессий и каникул не совпадает с другими вузами, зачётов, коллоквиумов нет, семинаров с ответами на оценку нет, физкультуры нет, из непрофильных предметов — только ОРГ и экономика на первом курсе и история на втором.
Из плюсов — преподаватели очень лояльные, хорошо принимают экзамены, всегда на связи. Предмет можно закрыть на 7-8 баллов, выучив материал за пару дней с нулевыми начальными знаниями. Для оценки 9-10 уже потребуется приложить усилия, и то — не по всем предметам.
Существенный недостаток программы — мало времени уделяется важным дисциплинам. Например, основы строения мозга изучались всего полгода, причём в очень лёгком режиме. Физика — это онлайн-курс из менее чем десяти школьных лекций. Высшая математика тоже проходила очень быстро.
Если что-то не понято — не страшно: отсутствие знаний не мешает сдавать экзамены, сессии и контрольные. По большей части биологических предметов (физиология, молекулярная биология, нейробиология) нет семинаров, только лекции с необязательным посещением. На экзаменах по математическому анализу, теории вероятностей и статистике официально разрешается пользоваться телефоном. Возникает ощущение, что некоторые преподаватели нарочно читают курсы в ускоренном темпе, полагая, что студенты Вышки и так всё поймут (или и так ничего не поймут). Есть хорошие предметы, но они представляют собой совокупность лекций без контроля и семинаров с контрольными онлайн.
Первоначально был страх не найти работу, изучались вакансии нейробиологов. Сложности действительно возможны, особенно если искать высокооплачиваемую работу вне лаборатории. В лабораторию на позицию лаборанта возьмут в любом случае, поскольку будут вестись курсовые и выпускные работы на базе лабораторий, и на этом основании вполне реально туда устроиться.
Факультет ориентирован на тех, кто хочет стать исследователем мозга. Если интереса к другим биологическим дисциплинам, например, ботанике, гистологии, нет — это не проблема, их здесь и не преподают. Зоология была на уровне школьных олимпиад 10-11 класса. Чтобы выйти за пределы позиции лаборанта, необходимо окончить магистратуру (2 года) и аспирантуру (3 года). После одного лишь бакалавриата устроиться по специальности практически невозможно, только на позиции с зарплатой порядка 40-50 тысяч рублей, совмещая с подработками.
Тем не менее, факультет даёт хорошую базу для поступления в магистратуру, в том числе зарубежную, куда поступить довольно легко из-за хороших оценок в дипломе. Вакансий для нейробиологов обычно не размещают в открытом доступе, но можно устроиться через курсовые, диплом, личные знакомства, участие в летних школах и стажировках. К моменту написания диплома уже обычно есть место в лаборатории, где можно остаться работать.
Научная среда достаточно закрытая, «для своих», но выпускник факультета постепенно становится своим. До уровня зарплаты 100 тысяч рублей и выше, работая в лаборатории, обычно проходят годы учёбы и практики — примерно лет 10, к этому моменту возраст около 30 лет. Поэтому у многих возникает соблазн сменить сферу деятельности.
В целом, направление специфичное. После медицинского факультета тоже можно работать в лаборатории и заниматься мозгом, причём в медицине больше стабильности. В своё время было сожаление, что не был выбран мед, поскольку это более надёжный путь.
Если же цель — не тратить много времени на учёбу, а провести время с интересом, иногда узнавая что-то про мозг, программа подойдёт. Затраты времени меньше, чем в 11 классе школы, примерно в 2-3 раза.
Магистратура по профилю на самом деле не совсем биологическая, она ближе к психологии и учит проводить поведенческие эксперименты над людьми. Это не так интересно, как кажется, в основном там изучают, например, куда человек смотрит при взгляде на сайт и подобные темы. Такая магистратура для ценителей, она проходит в другом месте, в неё идут люди с разным бэкграундом — из психологии, математики и других сфер, хотя студентам факультета поступить туда несложно.
Есть и хорошие магистратуры в МГУ (классическая нейробиология — изучение сознания у животных, работа с крысами и т.д.) и в Сколково (вычислительная нейробиология, где важна математика). Многие нацелены на зарубежные программы.
Учёбу и работу вполне можно совмещать, так делают почти все. Обычно работают лаборантами, репетиторами, кураторами, бариста. Но есть риск, что при раннем начале работы (даже куратором) на младших курсах учёбу можно запустить — это проверено опытом многих, особенно с учётом невысоких требований факультета. Работа в лаборатории появится в магистратуре, и её обычно найти несложно — через личный интерес, диплом, летние школы.
После магистратуры для серьёзной научной карьеры крайне желательно поступать в аспирантуру. В целом, путь в нейробиологии — это длительное обучение, иногда даже длиннее, чем в медицинском вузе. Если к поступлению в аспирантуру не найдётся место в лаборатории, то в аспирантуре обычно к лаборатории прикрепляют, и беспокоиться о работе не придётся.
В Сколково можно попасть через собеседование в конце второго курса, где оценивают знания по нейробиологии, английский язык и оценки, в том числе по программированию. Там профиль — вычислительная нейробиология, и если с математикой есть сложности, будет трудно. Пока никто из студентов факультета туда ещё не попал, но это возможно. Конкурс туда большой, но пройти реально.
Не стоит смотреть на нейробиологию в ВШЭ через розовые очки. Придётся долго учиться, работать в лаборатории, иногда убивать крыс и мышей, получать зарплату ниже средней по Москве, и заниматься только нейробиологией без возможности сменить профиль на врача, как после меда.
Если есть интерес к медицинской нейробиологии (например, к исследованию болезни Альцгеймера или эпилепсии), лучше идти в медицинский вуз и работать потом в лаборатории, так будет запасной вариант. Если интересует биология в целом, есть силы и желание учиться — лучше выбрать МГУ с многолетней историей, опытом, выверенной программой, базой знаний, которая позволит сменить направление. Если интерес ограничен исключительно мозгом и есть намерение уехать из России, программа в ВШЭ вполне подойдёт.
Для тех, кто сейчас участвует во Всероссийской олимпиаде или перечневых олимпиадах (например, Ломоносов, СПбГУ), поступать на этот факультет ради знаний и атмосферы Вышки смысла нет, потому что базовые знания уже есть, а информацию по мозгу можно получить из учебников самостоятельно. Однако поступление стоит рассматривать, если вы не прокрастинатор и сами будете себя мотивировать изучать учебники и статьи, и также ради практики и возможности устроиться в ИВНД, в Сколтех и работать там во время учёбы, особенно если у вас уже есть связи.
Ситуация на биотехнологии вышки в целом такая же, чуть больше предметов, но они также урезаны. Большинство предметов у нейробиологии совпадают с биотехнологией.
Поступать стоит только в том случае, если действительно есть желание изучать мозг, поскольку программа полностью на это ориентирована. В дальнейшем предусмотрены возможности работать в лаборатории, а практика — главный плюс факультета. Вся информация о мозге, которую дают за первые курсы, основана на англоязычном учебнике, причём в сокращённом виде.
Если нужны именно фундаментальные базовые знания, лучше рассматривать биологический факультет МГУ (поскольку почти все сильные преподаватели пришли оттуда или из Сколтеха) либо медицинский университет. Это актуально для тех, кто готов серьёзно учиться и узнавать что-то новое. Если же цель — провести четыре года в комфортном режиме, заниматься хобби, внеучебной деятельностью (в Вышке с этим чудесно, можно ездить в другие корпуса на разные кружки), посещать интересные практики по мозгу, работать — тогда эта программа подходит.
Плюсом является и то, что студентов на факультете немного, одна-две группы на курс. Во второй половине года лекции по мозгу читали приглашённые специалисты из Сколково и ВНД РАН. Основные дисциплины — анатомия, химия, математический анализ — не требуют усилий, читаются как набор фактов без доказательств.
Уровень преподавания английского языка довольно низкий, поэтому выучить его в процессе обучения практически невозможно. Желательно изначально владеть английским, иначе не удастся читать современные англоязычные статьи по нейробиологии. Для учёбы это не критично, но для профессионального развития — важно, ведь наука активно развивается, а в России она пока отстаёт от зарубежного уровня.
Учёбу вполне можно совмещать с работой или увлечениями, что тоже является плюсом. Однако у такого подхода есть минус: многие студенты не слишком дисциплинированны, могут ничего не выучить и не посещать занятия — даже важные практики — без справок и последствий в виде отчисления. Всё зависит от личной мотивации и умения организовать себя.
Образовательный процесс во многом напоминает систему обучения в Сеченовском университете. Из минусов стоит отметить неудобный корпус — бывшее школьное здание с некачественной столовой, локальное небольшое здание на Новых Черемушках только для биологического факультета, где проходят 95% занятий. Теоретически можно ездить и учиться в красивом корпусе на Покровке, в уютной библиотеке, но на практике биофак оказывается изолирован от основного сообщества Вышки.
Самый главный плюс — с третьего курса появляется возможность попасть в Сколково и получить двойной диплом. Это очень ценится и значительно повышает шансы на трудоустройство в хороших лабораториях.
Поступить на программу стоит, если действительно есть интерес к исследованию мозга и уже сейчас читаются книги, смотрятся лекции по этой теме, ведь большая часть обучения — это самообразование. Также программа подходит тем, кому важно наличие свободного времени, кто умеет самостоятельно организовать учёбу, а также хочет работать в лаборатории, несмотря на возможные минусы такой работы.
Атмосфера на факультете позитивная: студенты поддерживают друг друга, дружат, конкуренции за оценки нет, билеты к экзаменам готовят вместе. Средний итоговый балл — около 7-8 из 10.
Есть и организационные минусы: программа новая, поэтому расписание составляют не очень удобно, предметы и их время могут долго оставаться неизвестными, что мешает планировать внеучебное время.
Есть и особенности: расписание сессий и каникул не совпадает с другими вузами, зачётов, коллоквиумов нет, семинаров с ответами на оценку нет, физкультуры нет, из непрофильных предметов — только ОРГ и экономика на первом курсе и история на втором.
Из плюсов — преподаватели очень лояльные, хорошо принимают экзамены, всегда на связи. Предмет можно закрыть на 7-8 баллов, выучив материал за пару дней с нулевыми начальными знаниями. Для оценки 9-10 уже потребуется приложить усилия, и то — не по всем предметам.
Существенный недостаток программы — мало времени уделяется важным дисциплинам. Например, основы строения мозга изучались всего полгода, причём в очень лёгком режиме. Физика — это онлайн-курс из менее чем десяти школьных лекций. Высшая математика тоже проходила очень быстро.
Если что-то не понято — не страшно: отсутствие знаний не мешает сдавать экзамены, сессии и контрольные. По большей части биологических предметов (физиология, молекулярная биология, нейробиология) нет семинаров, только лекции с необязательным посещением. На экзаменах по математическому анализу, теории вероятностей и статистике официально разрешается пользоваться телефоном. Возникает ощущение, что некоторые преподаватели нарочно читают курсы в ускоренном темпе, полагая, что студенты Вышки и так всё поймут (или и так ничего не поймут). Есть хорошие предметы, но они представляют собой совокупность лекций без контроля и семинаров с контрольными онлайн.
Первоначально был страх не найти работу, изучались вакансии нейробиологов. Сложности действительно возможны, особенно если искать высокооплачиваемую работу вне лаборатории. В лабораторию на позицию лаборанта возьмут в любом случае, поскольку будут вестись курсовые и выпускные работы на базе лабораторий, и на этом основании вполне реально туда устроиться.
Факультет ориентирован на тех, кто хочет стать исследователем мозга. Если интереса к другим биологическим дисциплинам, например, ботанике, гистологии, нет — это не проблема, их здесь и не преподают. Зоология была на уровне школьных олимпиад 10-11 класса. Чтобы выйти за пределы позиции лаборанта, необходимо окончить магистратуру (2 года) и аспирантуру (3 года). После одного лишь бакалавриата устроиться по специальности практически невозможно, только на позиции с зарплатой порядка 40-50 тысяч рублей, совмещая с подработками.
Тем не менее, факультет даёт хорошую базу для поступления в магистратуру, в том числе зарубежную, куда поступить довольно легко из-за хороших оценок в дипломе. Вакансий для нейробиологов обычно не размещают в открытом доступе, но можно устроиться через курсовые, диплом, личные знакомства, участие в летних школах и стажировках. К моменту написания диплома уже обычно есть место в лаборатории, где можно остаться работать.
Научная среда достаточно закрытая, «для своих», но выпускник факультета постепенно становится своим. До уровня зарплаты 100 тысяч рублей и выше, работая в лаборатории, обычно проходят годы учёбы и практики — примерно лет 10, к этому моменту возраст около 30 лет. Поэтому у многих возникает соблазн сменить сферу деятельности.
В целом, направление специфичное. После медицинского факультета тоже можно работать в лаборатории и заниматься мозгом, причём в медицине больше стабильности. В своё время было сожаление, что не был выбран мед, поскольку это более надёжный путь.
Если же цель — не тратить много времени на учёбу, а провести время с интересом, иногда узнавая что-то про мозг, программа подойдёт. Затраты времени меньше, чем в 11 классе школы, примерно в 2-3 раза.
Магистратура по профилю на самом деле не совсем биологическая, она ближе к психологии и учит проводить поведенческие эксперименты над людьми. Это не так интересно, как кажется, в основном там изучают, например, куда человек смотрит при взгляде на сайт и подобные темы. Такая магистратура для ценителей, она проходит в другом месте, в неё идут люди с разным бэкграундом — из психологии, математики и других сфер, хотя студентам факультета поступить туда несложно.
Есть и хорошие магистратуры в МГУ (классическая нейробиология — изучение сознания у животных, работа с крысами и т.д.) и в Сколково (вычислительная нейробиология, где важна математика). Многие нацелены на зарубежные программы.
Учёбу и работу вполне можно совмещать, так делают почти все. Обычно работают лаборантами, репетиторами, кураторами, бариста. Но есть риск, что при раннем начале работы (даже куратором) на младших курсах учёбу можно запустить — это проверено опытом многих, особенно с учётом невысоких требований факультета. Работа в лаборатории появится в магистратуре, и её обычно найти несложно — через личный интерес, диплом, летние школы.
После магистратуры для серьёзной научной карьеры крайне желательно поступать в аспирантуру. В целом, путь в нейробиологии — это длительное обучение, иногда даже длиннее, чем в медицинском вузе. Если к поступлению в аспирантуру не найдётся место в лаборатории, то в аспирантуре обычно к лаборатории прикрепляют, и беспокоиться о работе не придётся.
В Сколково можно попасть через собеседование в конце второго курса, где оценивают знания по нейробиологии, английский язык и оценки, в том числе по программированию. Там профиль — вычислительная нейробиология, и если с математикой есть сложности, будет трудно. Пока никто из студентов факультета туда ещё не попал, но это возможно. Конкурс туда большой, но пройти реально.
Не стоит смотреть на нейробиологию в ВШЭ через розовые очки. Придётся долго учиться, работать в лаборатории, иногда убивать крыс и мышей, получать зарплату ниже средней по Москве, и заниматься только нейробиологией без возможности сменить профиль на врача, как после меда.
Если есть интерес к медицинской нейробиологии (например, к исследованию болезни Альцгеймера или эпилепсии), лучше идти в медицинский вуз и работать потом в лаборатории, так будет запасной вариант. Если интересует биология в целом, есть силы и желание учиться — лучше выбрать МГУ с многолетней историей, опытом, выверенной программой, базой знаний, которая позволит сменить направление. Если интерес ограничен исключительно мозгом и есть намерение уехать из России, программа в ВШЭ вполне подойдёт.
Для тех, кто сейчас участвует во Всероссийской олимпиаде или перечневых олимпиадах (например, Ломоносов, СПбГУ), поступать на этот факультет ради знаний и атмосферы Вышки смысла нет, потому что базовые знания уже есть, а информацию по мозгу можно получить из учебников самостоятельно. Однако поступление стоит рассматривать, если вы не прокрастинатор и сами будете себя мотивировать изучать учебники и статьи, и также ради практики и возможности устроиться в ИВНД, в Сколтех и работать там во время учёбы, особенно если у вас уже есть связи.
Ситуация на биотехнологии вышки в целом такая же, чуть больше предметов, но они также урезаны. Большинство предметов у нейробиологии совпадают с биотехнологией.
|
Полезно | ![]() |
116 |
Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.