Вход
Регистрация
Выпускник этого вуза:
63 361 18 сентября 2022
Гуманитарный институт
Вам нужны невроз, тревога, бессонница - тогда вам в НГУ.

Хотите шлак за дорого? Тогда вам в Гуманитарный институт НГУ.

Расскажу о себе. Мои родители 30 лет назад закончили Гумфак НГУ: отец - историю, мама - филологию. Потом они уехали в Барабинск, устроились работать на железную дорогу. Но сколько помню себя - у них был какой-то необъяснимый бзик, что я должен учиться только в НГУ. На бюджете или платке - но именно в НГУ. В итоге мне пришлось хочешь-не хочешь поступать в НГУ. Выбирал я между историей и востоковедением. Несколько лет назад эти направления еще котировались.

Средний балл у меня был выше проходного, поэтому смело подал документы на историю и востоковедение. В последний день увидел, что прохожу на бюджет и на историю, и на востоковедение. Решился поступать на последнее. После меня в списке тех, кто проходил на бюджет, было еще двое.

Каково же было мое удивление и возмущение, когда утром увидел, что впереди меня оказалось три абитуриента примерно с такими же средними баллами, но с неизвестно за что начисленными баллами за индивидуальные достижения. Потом выяснилось, что это дети академовского и городского начальства, которые не прошли в столичные вузы. И их за ночь включили в общий список поступающих, добавив индивидуальные баллы, и протащили на бюджет. Но в итоге трое проходивших на бюджет (включая и меня) оказались за пределами списка. Пытался дозвониться до какого-то оленя в дирекции гуминститута НГУ, но дамочка на телефоне сказала, что директор уехал в командировку за границу, набор на бюджет уже закрыт и вообще вы ничего не докажете.

Хотел просто из принципа плюнуть и поступать на платку в вуз, в котором хотя бы не мошенничают и банально не кидают с самого начала. Тем более, что выбор был - Омский университет или Уральский федеральный. Кстати в ОмГУ гуманитарное направление куда более интересное и содержательное, чем в НГУ. Но родители заявили, что если я хочу учиться в каком-то другом вузе, то платить буду сам. Денег у меня не было, и выбора получилось тоже. В итоге пришлось поступать на платку на историю в Гуминститут НГУ.

Об УЧЕБЕ. Впечатления от первого курса остались смешанные. С одной стороны, новизна впечатлений, новые знакомства, розовые мечты первака, самостоятельность не как в школе, новый корпус универа. Но с другой стороны какая-то мутная атмосфера в самом историческом отделении. На одном из занятий, например, завкафедрой, который читал лекции противным скрипучим голосом, нам сказал, чтобы мы не ходили специализироваться к одному из преподавателей, мол, его пока терпят, потому что некем заменить, но он… плохо себя ведет. Смысл сказанного стал понятен на третьем курсе. Другой преподаватель постоянно нервно смеялся на семинарах, смотрел на нас свысока, ничего не объяснял, говорил - сами подумайте, или - это должен знать поступивший в НГУ. Вообще он был какой-то странный. Говорили, что он любимец директора ГИ в известно каком смысле. Но утверждать не буду, со свечкой не стоял. Хотя он к 40 годам так и не женился. Иногда же он пристально разглядывал кого-нибудь из одногруппников. В общем неприятный тип.

Лекции в целом были монотонными и скучными. Мы или переписывали презентации с текстами из википедии, или что-то пытались записать за лектором, который быстро читал по изрядно пожелтевшим бумажкам. Но это хотя бы можно было записывать. Некоторые лекции были вообще бессвязным набором общих фраз, каких-то дат и фактов к месту и не к месту. Было впечатление, что препод утром с бодуна проснулся и вспомнил, что ему на лекцию. Не буду называть одного лектора, который в начале лекции включал нам презентацию в виде текста мелким шрифтом на слайде, садил кого-нибудь ее листать, а сам уходил до конца пары под предлогом каких-то срочных совещаний.

Археология - это был бесконечный рассказ о том, какие в каком месте выкопали могилы, какие узоры на черепках, кто и как там лежит. Презентации мало помогали, поскольку были слишком мелкими, а преподаватель просто говорил - вот, посмотрите. На экзаменах же эту муть надо было рассказывать без бумажки. Хорошо, что и препод без бумажки все это не помнил. Я ошибся в какой-то якутской культуре на букву Ы, но препод даже не заметил. Хотя я все списал с учебника, но препод остался чем-то не удовлетворен и поставил в итоге трояк. Ладно, еще археологам эту муть преподают, но для историков то она зачем?

Однажды нам прислали самого настоящего попа, чтобы читать лекции по истории культуры. Но после его первой лекции, где он пустился в поучения о смысле жизни и о том, какие мы все неправильные, мы дружно решили на него больше не ходить. Директор рвал и метал, но поскольку это был факультатив, то была возможность ходить на альтернативный курс. Там, правда, тоже старушка-божий одуванчик постоянно путалась в сюжетах на иконах, но хотя бы обходилось без нравоучений. С основными курсами такая штука, естественно, не прокатила бы. Хотя один из базовых курсов по истории вообще читал бывший завхоз без степени, без звания. Видно, как-то договорился с начальством. А вообще маразматиков в гуминституте хватает. Нормальный и адекватный препод - скорее исключение.

Казалось бы, что история - это обширное поле для дискуссий. Но не тут то было. Если препод на лекции вам говорил, что Александр Невский и хан Батый - это одно и то же лицо, а он еще и Батя русских летописей, то спорить - бесполезно. Вас обвинят в незнании источников. Но на экзамене надо быть с этой мутью осторожнее, поскольку экзаменатор может сказать, что он ничего подобного на лекциях не говорил, а если и говорил, то его неправильно поняли, и задаст кучу дополнительных вопросов о каких-то мелочах, вроде из какой категории были холопы у князя такого-то, в итоге - пересдача. На пересдачах выше тройки не ставят.

Второй курс - 50 на 50. Были интересные лекции, хотя порой и немного нудноватые. Был откровенный шлак. Семинары - пересказывание друг другу подготовленных дома докладов. Семинарист при этом увлеченно рассматривал картинки в смартфоне, хихикал при этом, или же вел какую-то переписку. Основным предметом, как ни странно, была физкультура. Если вы не записались в какую-нибудь секцию, или лучше не попали в спецгруппу для больных, то будете сдавать нормативы ГТО. Пропуск даже по уважительно причине придется отрабатывать по полной. Даже если это повестки из военкомата, которые регулярно присылают студентам НГУ, зная, как много студентов отчисляют. Иностранный язык - преподавательница неплохая, но какая-то замученная работой, она вечно была усталой и у нее не хватало сил с нами работать. Давался какой-нибудь текст из учебника, который надо было перевести на занятии, а потом сдать. Иногда переводы проверялись и комментировались. Часто смотрели какие-то ролики из ютуба на английском языке. Вреда от этого не было, но и пользы минимум.

На третьем курсе стало понятно, что вы попали в сложную сеть интриг и вам придется крутится в соусе подозрений и подстав. Преподы делятся на какие-то враждующие друг с другом группы. Говорят, что это тянется у них из Института истории. И если вы пошли на специализацию к преподу из одной группы, то вас будут заваливать на занятиях (и потом на защите диплома) преподы из другой группы. На четвертом курсе дело доходило до того, что вы переставали даже здороваться с одногруппниками, которые специализируются у преподов, враждующим с вашим научруком. И вас регулярно настраивали против тех, кто выбрал противоположную группу. Особенно отличался в этом направлении В.Ш*** - высокомерный тип, грубо перебивавший студентов и заваливавший на экзамене тех, кто специализировался у его противника. Билеты, кстати, он выдал накануне экзамена и половину вопросов вы в принципе не проходили на занятиях.

Аспиранты, которые вели у нас семинары, все из тех блатных, которые пролезли в ГИ, а потом там также по блату и остались. Они корчили их себя всезнаек, но помочь разобраться в материале, а особенно если это разные точки зрения разных историков на одни и те же события, даже не пытались. Постоянно нас поучали, давали читать неподъемные тома монографий по истории, написанных в советские времена, а на экзамене спрашивали какую-нибудь чепуху, вроде того, какого цвета обложка у книги или какого она формата. Типа, чтобы проверить, читал ли ее студент.

Программы обучения реально устарели. Вы как будто на машине времени оказались в конце ХХ века, поскольку преподы по-прежнему в основном разоблачают Сталина и репрессии, плохой колхозный строй, Ричарда Пайпса считают вершиной премудрости, а главным методологом истории - Карла Поппера. Примерно на этом уровне проходят все занятия. Какую дичь несут аспиранты и вчерашние аспиранты - лучше совсем промолчать.

О ЗАЩИТЕ ДИПЛОМА. У вас будет выбор - специализироваться по истории Сибири или по зарубежной истории. Многие идут на последнее, но им приходится делать вторичные тексты по написанным работам, поскольку источников в Новосибе нет и за ними надо ехать в Москву или Питер. Правда, кое-что можно найти в Интернете. Но на защите докапываются, видел ли ты оригинал или просто скачал тот же оригинал, но с Интернета. В последнем случае оценку занижают. Если по истории Сибири - то надо помимо новосибирского архива еще поработать в архивах Томска, Барнаула и Омска. Но поездки и проживание там - исключительно за свой счет. Да и в пандемийное время доступ в архивы был ограничен.

ПРАКТИКИ. Археологичка после первого курса. Вы там нужны исключительно как бесплатная рабочая сила - рыть землю, таскать ведра. Ничему там учить не будут. Если вы копали огород у родителей - не сложно, но для чисто городских - проблематично. Возможность поехать на альтернативные раскопки, где платят реальные деньги отсекается решительно и бесповоротно. Если вы платник - то проезд и питание на археологичке - за свой счет. Архивная практика. Все бы ничего, но надо вставать рано утром и тащиться по полтора часа в город в архив, вечером столько же обратно. В архиве - перекладывание бумаг, листание дел для поиска какой-то нужной архиву информации. Правда, провели экскурсию по архиву. Вел ее И.С.**. Было интересно. Жаль, что таких увлеченных и эрудированных преподавателей в самом Гуминституте единицы. Альтернативы в виде поработать в архиве по месту жительства опять-таки нет. Про музеелогию лучше вообще промолчать.

КОРРУПЦИЯ. Так чтобы за вознаграждение поставили оценку - не встречал. Но скрытая коррупция присутствует. Это прежде всего разного рода сборы денег - на подарки руководству, причем надо купить определенный заранее оговоренный набор. Одной даме приспичило последний айфон, в итоге сумма вышла немалая. Также к скрытой коррупции следует отнести явно завышенную плату за обучение, которая постоянно повышалась. Она опять же идет в лапы руководства, а преподавателям, которые почти все совместители и поэтому просто подрабатывают в НГУ, руководство раздает подачки в зависимости от их лояльности. Один из преподавателей прямо говорил, что от того, что мы платим, он ничего не получает. Поэтому из вредности или из-за озлобленности поставил двойки на экзамене, а когда кто-то свыше потребовал поставить тройки, он послал его по телефону на три мужские буквы прямо на экзамене. Кое-кого потом протащили через комиссию, а некоторых в итоге отчислили. Хотя все они были платники. Вообще отношение к платникам в Гуминституте как к дойной корове.

Отдельно надо сказать об ОБЩАГЕ.

Перваков селят в переполненные комнаты. Городских, кстати, селят не охотно. Иногородних селят по какой-то хитрой схеме. Но при некоторой настойчивости иногороднего все же поселят. При этом сами комнаты настолько убитые после тех, кто закончил обучение, что они нуждаются в капитальном ремонте. Но вам дают дешевые обои и уверяют в том, что вы вообще должны быть счастливы от того, что вас заселили. Хороший способ делать ремонт руками самих студентов! А плата за общагу немаленькая. Если вы чем-то не понравились коменданту или вам не понравились тараканы в общаге или шумные соседи, то после вашей жалобы к вам будут заходить в любое время из дирекции или студсовета и придираться к каждой мелочи. Задача одна - довести вас до того, чтобы вы выселились, если других причин для выселения не находится. При этом в маленькой комнате в блоке у вас могут жить какие-то темные личности, которые до середины ночи устраивают пьянки и оргии со всякими непотребствами. Жаловаться на них бесполезно, но нормально отдыхать ночью они не дают. А утром на первую пару. В итоге - недосып и нервный срыв.

Не выдержав такой общаги, снял квартиру на пару с одногруппником. Вышло очень дорого, но, поверьте, здоровье дороже. Хотя родителям пришлось продать трешку и переехать в однешку, залезть в долги и набрать кредитов, но их удалось убедить, что лучше я живой вернусь, чем закончу жизнь неминуемым суицидом. Всем известно про суициды в НГУ, они случаются регулярно. Причины просты - гнобят на занятиях и не дают нормально жить в общаге, в итоге к сессии накапливаются долги, несданные зачеты и экзамены и угроза отчисления (а для юношей еще и неминуемая повестка из военкомата). Руководство же института в явном профите - освободилось место в общаге, которое можно сдать уже за совсем другие деньги, чем студенту.

Конечно, пришлось сосредоточиться в основном на негативе. О положительных сторонах учебы в НГУ вы можете узнать из рекламных роликов, которые сделаны, как говорят, за большие деньги одной фирмой, которая занимается рекламированием и продвижением китайского ширпотреба. Только все сказанное там надо делить на 5, а лучше на 10. Вам будут врать, что при хорошей успеваемости вас переведут на бюджет. Но хорошо учиться вам не дадут, вернее, ни за что не поставят хороших оценок. А если даже бюджетное место освободиться, его отдадут блатным.

Еще из плюсов - рядом лес и чистый воздух, летом - пляж, пешком можно дойти до магазинов Ярче и Мария-Ра, если вы будете жить на квартире, то сможете готовить сами, а не общей кухне на грязной плите в общаге. Девчонки на гуме есть стремные, есть не стремные.

Чтобы получить хоть какие-то знания в гуминституте НГУ вам придется самостоятельно и много читать, еще больше самому думать, изучать иностранный язык на каких-нибудь курсах. Скажу честно, все полученные в ГИ НГУ полезные знания можно при наличии мотивации самому приобрести максимум за полгода. Тем более, что девиз НГУ - мы НЕ сделаем вас умнее и точка.

Будьте готовы к тому, что заявленную цену на обучение надо умножить как минимум на три. Во-первых, несмотря ни на какие договоры, вам будут с каждым курсом цену повышать. Во-вторых, если придется жить на квартире - это в Академе минимум 17 тысяч за однешку в месяц. Далее идут всякие поборы - на подарки начальству, оплату повторки, навороченные банкеты по поводу защиты. Список можно продолжить.

Подведем итоги. В школе я был почти отличником, увлекался историей и много читал. Но я выбрал неправильный вуз (точнее его выбрали за меня мои родители). В универе я старательно пытался получить хоть крупицы полезных знаний. Но поскольку я выбрал все-таки не того научного руководителя, который нужен был, меня завалили на защите, придирались к мелочам, например, почему я не ссылаюсь на статью противника моего научрука (а мне научрук запретил ссылаться на него, но не скажешь же это комиссии), и вообще тема какая-то не такая (а ее мне сменили за три месяца до защиты). Получил диплом с тройкой.

Отслужил в армии. Вернулся домой. Как оказалось, многие мои одноклассники, учившиеся в школе с тройки на четверку, поступили в нормальные вузы и получили красные дипломы. Мне остается только кринжевать с моим троечным дипломом НГУ. В родную школу преподавателем меня не взяли, для вежливости пояснив, что у меня нет педагогического образования. Устроился на склад оформлять накладные. Нудновато, но зато есть возможность читать в свободное время книги и готовиться к поступлению в магистратуру.

Дорогие абитуриенты. Хотите, можете повторить мой негативный опыт, испить до дна чашу мытарств и унижений в ГИ НГУ. Хотите, можете поступить в нормальный вуз и, получив знания и красный диплом, устроиться на нормальную работу за нормальные деньги. Поверьте мне, уважать вас будут НЕ за ваш диплом НГУ, а за ваши знания, увлеченность, умение и желание работать с полной отдачей.
Верю
Не верю
Тык

Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь


Пожалуйста, подождите. Идет загрузка...
Аноним
38326
Вопрос: Здравствуйте! Я работаю, поэтому ищу учебу, которая бы отнимала, как можно меньше времени. Интересует инженерное направление, дневное. г. Москва
Ответить
15 мая в 19:00
РАНХиГС
День открытых дверей программы широкого бакалавриата «Стратегическое управление компанией»
Подробнее
19 мая в 12:00
РАНХиГС
Очный день открытых дверей программы бакалавриата «Антикризисное управление»
Подробнее
Аноним
38 326
Вопрос: Здравствуйте! Я работаю, поэтому ищу учебу, которая бы отнимала, как можно меньше времени. Интересует инженерное направление, дневное. г. Москва
Ответить
15 мая в 19:00
РАНХиГС
День открытых дверей программы широкого бакалавриата «Стратегическое управление компанией»
Подробнее
19 мая в 12:00
РАНХиГС
Очный день открытых дверей программы бакалавриата «Антикризисное управление»
Подробнее