|
Студент этого вуза:
 |
56 108 |
|
 |
02 июля 2024
|
|
Внимание!
Идите сюда только если вы точно понимаете, что хотите учиться и доучиться (!!!) именно здесь
Если вы рассчитываете на перевод в другой вуз, смею вас огорчить: в каждом вузе есть сотрудник, который проверяет, совпадают предметы с вашего изначального вуза по названию, часам, по форме аттестации (экзамен, диф. зачёт, зачет) с тем, что в “новом” (куда хотите перевестись). В этом вузе на психологии требования ниже (см. Обучение, Учебный план), соответственно у вас будет стоять зачет, а в других вузах экзамен и, возможно, не один. Вам просто не перезачтут этот предмет и так еще с десятком предметов. В итоге перевод будет возможен разве что на платку, где требования ниже, и то не всегда. А у парней так вообще при переводе отсрочка сгорает, так что задумайтесь, надо ли оно вам. Девочки потеряют год, мальчики - все 4
Сам отзыв или “вуз без амбиций”:
ОГЛАВЛЕНИЕ:
– ВВЕДЕНИЕ
– ПЛЮСЫ
– МИНУСЫ:
Общежития
Организация:
Набор первокурсников
Карты ВТБ
Расписание
Балльно-рейтинговая система
Отсутствие самостоятельности
Обучение:
Учебный план
Преподавание дисциплин:
2.1) Иностранный язык для профессиональной коммуникации
2.2) Антропология
2.3) Теория вероятности и математическая статисти...
Показать полностью...ка
2.4) Анатомия ЦНС
2.5) Общая психология
2.6) Методологические основы психологии (семинары)
2.7) Неизданное
2.8) Советскость и изоляция:
2.8.1) Советские авторы и концепции
2.8.2) Изоляция
4. Вседозволенность:
4.1) Студенты
4.2) Преподаватели
– ИТОГ
ВВЕДЕНИЕ
Я поступил на бюджет Психологии (ПЧСВ) в 23 году, видимо, поддавшись на относительно высокую позицию вуза в рейтинге (не надо так)
Конкретные показатели вам ничего не скажут – смотрите и на динамику тоже. Так, по RAEX вуз 3 года подряд не может войти в топ-10 по психологии. Все 3 года он падал в рейтинге: в 2022 - 11 место, в 2023 - уже 12, а в 2024 – 16 из 20 входящих в рейтинг. Майский пресс-релиз вуза прямо говорит, что в топ-10 по RAEX он входит только по педагогике (2 место, стабильно). Занавес
Бесперспективность обучения здесь академических и не только специалистов мирового уровня показывает и отсутствие возможности быть кандидатом на получение сертификата EuroPsy, как в топ-3, отсутствие большого количества лабораторий (в т.ч. междисциплинарных), как у лидера рейтинга, отсутствие любых предметов на английском языке (и, судя по всему, преподавателей, владеющих им) кроме этого самого английского языка, а также оценивание по 5-балльной шкале (как в школе) вместо букв на зачётах, как в европейской системе ECTS или вместо 10- или 15-балльной шкалы, ориентация на советское прошлое, а не на российское и мировое настоящее и будущее, и так далее, и так далее
Если вас это не убедило или вы хотите узнать подробности, ниже вы сможете прочитать лонгрид с плюсами и минусами обучения тут, а также в конце памятку на случай перевода из этого вуза, если на платке
ПЛЮСЫ
1. Корочка. С ней проблем быть не должно, если послушать выпускников и старшие курсы, но у этого есть и обратная сторона, о ней дальше в отзыве (пункт 4 в минусах)
2. Открытый, контактный, незлобный деканат. Все вопросы обычно решаются через него: стипендия, что-то с сессией, документами и так далее. Если будете часто туда ходить (и это норм), могут и в лицо запомнить, не как в других вузах, когда это скорее негативный знак. Справки заказываются через личный кабинет Герцена, относительно быстро делаются
3. Студенты. Общительные, готовые помочь, толерантные (if you know what I mean), настроенные узнавать новое
4. Иностранцы, с которыми можно познакомиться. Знаю ребят из Китая, Вьетнама, Сербии, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана (но Европы и правда маловато)
5. Есть возможность волонтерить, например, на конференции Герценовские чтения. По крайней мере, по заявлениям самих должностных лиц Герцена, сертификаты об этом могут помочь при поступлении в магистратуру не только в этом вузе
6. Как раз потому что здесь очень лайтовые формы аттестации, часы и зачетные единицы (всё, что показывает, насколько хардово вы учились, проходя такую-то дистиллину), именно сюда очень легко перевестись, наверное, практически из любого вуза. К нам после первой сессии переводилось очень много ребят из ЛГУ и СПбГУП (если планировали туда, погуглите новости о вузе пж, они правдивые)
7. Корпуса расположены обычно кучкой в одном месте, так что никуда по всему городу бегать не надо
Однако на этом плюсы заканчиваются и начинаются большие минусы
МИНУСЫ
1. Общежития
Вуз не гарантирует место в общаге, если ты не иностранец и не льготник. Остальных заселяют обычно с октября, а так могут и в течение всего учебного года держать в очереди. Поэтому первые месяцы придется снимать квартиру или придумывать что-то еще, а это, очевидно, минус для многих
Большинство селят в не очень новые здания Межвузовского студенческого городка, а там, как рассказывали, условия так себе, но лучше об этом почитать в подслушке вуза или в подобном месте. Платят там 4-5 тысяч в месяц, потому что свои общежития у Герцена только для иностранцев и прочих избранных, всем остальным приходится переплачивать на местах в МСГ
С 2023, может быть, 2024 года еще есть вариант поселиться в СПбГУ-шные общежития, но они в Петергофе, там нет метро, а общее время в пути (туда и обратно) составляет 4 часа в день
2. Организация
В других отзывах часто пишут о плохой организации в Герцена, и это правда так
1) Набор первокурсников
С самого моего поступления можно было проследить проблемы с организацией: у многих вузов список подавших документы, а также ранжированные списки публиковались на сайте, а в Герцена просто загружали PDF-файл, который еще и обновлять (скачивать новый) было проблематично, потому что загружалась почему-то старая версия. В этих списках кому-то могли поставить 15 доп баллов за индивидуальные достижения из 10 возможных (в процессе они эту ошибку поправили)
Я поступал по ЕГЭ, но в списке зачисленных первыми были сдавшие внутренние экзамены вуза, с 290 и 280 баллами. Следом шли уже ЕГЭшники, и вот там результаты поскромнее: максимум 254 балла. Как оказалось после, эти экзамены вуза проводились дистанционно на платформе Moodle, их можно было списать (особенно когда она перегружалась), а одна из поступивших с другого направления признавалась, что заранее покупала ответы у человека, бравшего их в деканате (скорее всего, другого института, не психологии). После такого не удивляешься баллам под 300
В этом году набрали очень много первокурсников (под 80-90 человек, в основном за счет платников, их 2/3 потока, потому что бюджетные места практически не меняются), что стало 3 группы вместо 2 в прошлом году, об этом не раз говорили преподаватели и студенты 2 курса. В аудиториях могло не хватать мест на всех. Гардероба нет. В коридорах вечно толкучка, как и у женских туалетов. В столовой тоже не хватает мест, многим приходится идти в другой корпус, но и там часто всё забито
Иностранные студенты, а точнее китайцы нашего потока, не разговаривали по-русски, лично я не слышал от них ни одного русского слова, они также слабо понимали на слух, при редких встречах приходилось использовать с горем пополам английский, а также жесты. Часто бывало так, что преподаватели прямо на лекциях к ним обращались, а те не понимали, что им говорят. В итоге все или почти все из них пошли на пересдачу как минимум одного профильного предмета, а кто-то и ее завалил
2) Карты ВТБ
С этого учебного года всем первокурсникам оформляли банковские карты ВТБ, на которые приходит стипендия и которые используются как пропуск для входа на территорию университета. У части людей они не работали как пропуск, несколько раз приходилось представителям ВТБ приезжать в вуз, чтобы разобраться с проблемой (так как студентов с ней много). Как минимум один иностранный студент из-за проблем с картой несколько месяцев не мог получать стипендию
3) Расписание
По дисциплинам Введение в профессию и Теория вероятности и математическая статистика сначала первую половину семестра шли лекции, а только потом начинались семинары. Сложно применять материал на практике, когда лекция по теме была месяц-два назад. По Общей психологии в первом семестре почти всегда семинары опережали лекции, приходилось искать материал в других источниках либо просто доразбирать на занятии, хотя во втором семестре ситуация поменялась
Во втором полугодии практиковали долгие перерывы на нескольких дисциплинах, зато потом “прописывали” двойную дозу в неделю ближе к концу семестра
Бывало так, что аудиторию занятия мы не знали вплоть до утра, там просто было написано "аудитория 1" (дефолтное обозначение). Могли поставить четыре пары Теории вероятности и математической статистики в субботу, одна из групп так и училась
Даты зачётов и экзаменов начинали появляться где-то в середине семестра, а не сразу. Какие-то до самого конца не раскрывали, что потом люди с уже купленными билетами домой выкручивались как могли. Часто бывало такое, что в расписании аудитория зачета/экзамена стоит одна, а по факту другая, что мы спустя полчаса ожидания преподавателя узнавали через деканат
4) Балльно-рейтинговая система
Ее нет. На каких-то предметах вам действительно будут говорить про некие баллы, но, чтобы узнавать про свои долги, общий прогресс по курсу, нужно подходить к преподавателю. Ты не можешь посмотреть свой прогресс по каким-нибудь внутривузовским табличкам с баллами, где написано за что и сколько начислено, а также быть уверенным в зачете автоматом после преодоления такой-то отметки. Если подсчет и ведется, то в тетрадке у препода. Из-за этого по многим предметам система оценивания непрозрачная, что аукается в п. 4 в конце отзыва
5) Отсутствие самостоятельности
Напрямую не относится к как таковой плохой организации конкретно в этом вузе, потому что так практически везде. Пишу этот пункт только потому, что кто-то здесь же говорил, мол, в институте к вам относятся как к личности, вы самостоятельны, можете прогуливать пары. Так вот это неправда: абсолютно на каждом предмете у преподавателя есть лист присутствующих, в котором на каждом занятии каждого отмечают, и если вы пропускаете, то на это могут пожаловаться куратору, а также лишать "автомата" (зачета/проставления оценки без непосредственного ответа на экзамене или зачете). Также этот самый куратор часто скидывала старосте различные объявления о мероприятиях, на которые обязательно нужно было от группы n-ное количество человек. Добровольно-принудительные мероприятия – ничего не напоминает?
Если кто-то до сих пор думает, что это сильно отличается от школы, вот еще несколько фактов:
На Анатомии ЦНС преподавательница требовала, чтобы мы вставали, когда она входит в аудиторию в начале занятия. Садиться, естественно, после ее команды. На Этических и правовых основах деятельности психолога лектор осуждала тех, кто посещает лекции, но при этом сидит в телефонах или просто спит. Якобы это является неуважением к лектору, при этом буквально принудительный характер явки на занятие ее нисколько не смущает. Такое противоречие нарушением общечеловеческой этики, видимо, не является. На лекциях Общей психологии преподавательница высказывала мысль, мол, лучше бы она действительно запирала дверь после начала занятия и не пускала «опоздавших» студентов (в кавычках, потому что студент как пользующийся своим правом на образование может к этому образованию доступ получить, тем более что 2/3 студентов платят за это большие деньги, абсолютно неоправданные, если мы вспомним, на каком месте в 24 году Герцена по психологии). Один раз эта преподавательница остановила вошедшую «опоздавшую» студентку, спрашивая, что ей помешало прийти вовремя. Та ответила, что у нее проблемы с уровнем сахара в крови (у нее сахарный диабет), на что с неприятной интонацией получила риторический вопрос: «И что, вы никак не могли предугадать это заранее?». Девочка в итоге расплакалась. А иностранный студент и вовсе прямым текстом в своих впечатлениях говорил, что вузы в РФ – это как средняя школа у них в стране. Как раз по причине несамостоятельности. Я не знаю, как люди умудряются видеть здесь обратное
3. Обучение
Здесь будет два подпункта, первый призван показать, что же от вас будет требоваться при подготовке на психолога, а второй - как именно происходит обучение
1) Учебный план
Как оказалось, курсовые работы начинаются с 6 семестра, а это, на минуточку, 3 курс. Многие студенты психологии в России начинают писать курсовые на 1-2 курсах, а не на 3. Во втором семестре также выяснилось, что много лет подряд на Психологии в Герцена не было курсовых ВООБЩЕ. Соотношение зачетов/зачетов с оценкой/экзаменов здесь также заметно отличается: в первом семестре первого курса только один экзамен, и то по непрофильному предмету. Остальное - зачеты и зачеты с оценкой. По Теории вероятности и математической статистике, кстати, просто зачет. Ни по одному профильному предмету в первом семестре вы не получите оценку - это всё будут зачёты без оценки либо просто отсутствие аттестации после первого семестра (как с Анатомией ЦНС, Общей психологией). Во втором семестре ситуация такая же: по каким-то дисциплинам аттестации нет вообще либо она легче, чем должна быть (дифзачет вместо экзамена, например). Зато в учебном плане присутствует внезапно Антропология, которая есть только в каком-нибудь СПбГУ (из топовых вузов)
На мой взгляд и по опыту студентов других вузов, требования низкие, что слабо сопоставимо с качественным образованием, тем более, если в ваши планы входит не только повесить табличку (на страничке, например) "Психолог" и давать психологические консультации (что в России можно делать и без диплома, эта деятельность на момент публикации отзыва никак не регулируется), но и идти в те же науку и преподавание
2) Преподавание дисциплин
Пожалуй, это самый важный пункт из всех представленных, я пойду по конкретным дисциплинам, исключая непрофильные/безобидные предметы. Здесь я буду отрываться по полной, не обессудьте
2.1). Иностранный язык для профессиональной коммуникации
У меня был английский, и вообще у нас получилось 5 групп по английскому из 3 групп направления Психология, ПЧСВ
С самого начала было странное: провели неизвестный диагностический тест без названия, и он вызвал некоторое недоумение сразу у нескольких одногруппниц, в том числе носителей английского из числа иностранных студентов, говорилось о некорректности некоторых заданий. Он также не показывал никакой уровень владения языком (по CEFR тому же), там просто были баллы
При этом студентов не поделили на сильные, средние и так далее группы. Всё равно все были вперемешку, и даже те, кто хорошо написал тест, попали в частности в группу к нашей преподавательнице, которая, как оказалось, изначально думала, что к ней нулевые пришли, хотя иностранный язык для профессиональной коммуникации, как нам сказали, у нас не будет преподаваться "с нуля". Однако мы правда разбирали Present Simple
Ее преподавание – это нечто: опаздывает на 20 минут, на занятии разговаривает с нулевыми как с ненулевыми (спойлер: у нее ничего не выходит, и люди потом просто пары прогуливают, благо, в первом семестре нет никакой формы контроля по иностранному языку), говорит, что писать color вместо colour – ошибка, ведь тут мы учим британский английский, поправляет в произношении элементарных слов носителя языка (!!!). А чего стоит это ее "зэ" (the, кто не понял) или "синк" вместо think
Отдельного упоминания заслуживает кафедра: вы уже знаете, что в Герцена проблемы с организацией/расписанием, так вот в какие-то дни занятия проходили на кафедре. Здание с ужасным ремонтом: когда заходишь, поднимаешься по лестнице, там дальше есть два коридора. Один из них отремонтирован, а вот во втором, через который и надо было проходить, воняло краской, было впечатление, будто в старую коммуналку заходишь, это нужно было видеть
Алсо идет он только год)) То есть в то время, когда в других вузах изучают это или пытаются давать студентам все 4 года, тут ограничиваются только одним
2.2). Антропология
До начала курса мы думали, что будем заниматься научной антропологией, без всякого мракобесия. Каково наше разочарование было узнать, что, видимо, при составлении учебного плана кто-то забыл добавить в начало слово "философская". Но проблема была даже не в этом
Профессор М. Я. давала на доклады различных "мыслителей", однако подозрительным образом почти все из них были связаны с религией. Она любила поговорить о Боге, о душе, о грехе, утверждала, что "всё уже было давно написано, нам нужно только обратить на это внимание", говорила про какое-то моральное разложение. В кабинете у нее – православный календарь и жития святых. На одной из пар она поведала студентам, что словом можно изменить гены, ссылаясь на псевдонаучную концепцию "волнового генома" Гаряева, трижды номинированного на звание почетного академика ВРАЛ. В общем, критическое мышление на старости лет у тетки совсем отказало (хотя может она всегда такой была), а мы прозвали эту дисциплину Богологией
Масла в огонь подливает тот факт, что вот этой дисциплине Институт психологии поставил экзамен, а профессор М.Я. имела только психологическое образование, она даже не была специалисткой в философской антропологии, зато, согласно открытым источникам, “более десяти лет преподавала Святоотеческую психологию и антропологию на Свято-Иоанновских катехизатоских курсах при Отделе религиозного образования Санкт-Петербургской Епархии”
2.3). Теория вероятности и математическая статистика (ТВиМС)
ТВиМС – профильный предмет для психолога, поскольку тот как академический специалист должен уметь в статистику для проведения научных исследований или хотя бы поменьше мистифицировать разные совпадения в жизни. Поэтому обратите особое внимание на то, как это преподается в Герцена
У нас преподавал В.В. И это было что-то: он тихим голоском бубнил все лекции, в группе отпускали комментарии о нем как о "забитой овечке". При этом он не пояснял многие моменты по предмету, разницу не показывал (допустим, внятно сам не пояснял разницу, когда рассказывал про соединения, размещения и прочее). Семинары вел так, что работали человек 5 из группы. Зачет автоматом ставил только на основании посещаемости. Контрольных никаких не было, зачёт на 5 задач
2.4). Анатомия ЦНС
Про эту преподавательницу говорили следующее: "любит отчислять студентов на летней сессии", "если отвечаешь на все вопросы в билете, это максимум 3", "кого-то поспрашивала и отпустила, а кого-то до слез довела". На нее жаловался весь предыдущий курс, на ее занятия приходили сотрудники вуза с проверкой, однако Институт психологии Герцена продолжает сотрудничать с этой мадамой: она и дальше кошмарит студентов. При этом ведет она только психологическим направлениям, на родном же биофаке спросом не пользуется))
Что, собственно, происходит: приходит студент на семинар по анатомии. Далее объявляется задание номер такой-то, студент скачивает его в Moodle, далее тратит полчаса только на перерисовывание рисунка (да, вот этим вы и будете заниматься на анатомии вместо непосредственно разбора материала), а потом он каким-то образом должен заполнить таблицу к этому рисунку, а после еще и ответить на вопросы анатомички. И вот тут начинается: если вы что-то не можете или затрудняетесь ответить, на вас будут морально давить или повышать голос
То же случится, если вы захотите спросить что-нибудь, что не укладывается в ее представления
Так, например, нам было сказано на одном из первых занятий, что вкусовые зоны языка существуют (!!!), на лекции она поведала, что темпераменты Гиппократа до сих пор актуальны, а еще она абсолютно не в курсе, что за счёт нейропластичности части мозга могут перенимать на себя функции поврежденной
И, конечно же, готовиться к семинарам вы должны самостоятельно :) Ишь чего удумали, что б с вами еще на семинарах что-то разбирали
2.5). Общая психология
Общая психология - это база для психолога, как и общая химия для химика, общая физика для физика, ну вы поняли
Казалось бы: этот предмет должны вести примерно одинаково в любом вузе на любом психологическом направлении, потому что без адекватной базы тебе делать нечего
Но в РГПУ имени Герцена любят изобретать велосипед. Посмотрите сами:
а) Сам профиль, на котором учатся студенты Психологии, называется Психология человека и социального взаимодействия. Ничего слух не режет? А что, бывает какая-то другая психология, не человека? Да вроде бы это специально обозначают в таких случаях (animal psychology, зоопсихология та же). И если бы это было только нелепым уточнением, но нет: всё хуже! Раньше учебник, по которому тут учат Общей психологии, так и назывался: Психология человека. Была даже кафедра такая. А всё потому, что в этом вузе создали что-то вроде собственного направления/школы психологии, да-да. На Озоне, к примеру, тот учебник сейчас отнесен к Художественной литературе, а в описании говорится о неком авторском взгляде (в учебнике, Карл!). Это всё, что нужно знать про психологию в Герцена (но мы, конечно, пойдем дальше!)
б) Темы объединены и упорядочены по “Панферовской концепции”, профессора этого же вуза. Так, например, “основные психические явления” студенты начинают изучать уже с первого курса, да не просто с какого-нибудь сознания, а сразу с мотивации. Почему с нее? А кто его знает. В других вузах вы целый семестр или даже год потратите на основы и только после будете проходить мотивацию, эмоции темперамент и прочее подобное, причем, скорее всего, не начиная с мотивации. Из этой каши вытекает следующая проблема:
в) Вводный блок в других вузах – полгода-год. Здесь – месяц. Да, воззрения на предмет нашей науки, философские течения, направления психологии, различные ее проблемы (вроде психофизиологической) будут пройдены за одну тему, то есть где-то за сентябрь. Люди выходят без целостного или же углубленного понимания, о чем то или иное направление психологии, что конкретно писали авторы в нашей науке, с них никто не требует читать оригиналы или переводы оригиналов, а ведь это важно для составления списка источников в своих работах в дальнейшем. Зато галопом по европам будете проходить мотивацию, эмоции, темперамент, волю (???) и так далее по списку. Причем в темпераменте вы потратите целых 4 доклада на теории, ни одна из которых особо не разбирается ни в российских, ни в зарубежных программах по психологии и просто не является доказанной (мы обсуждали это на семинаре). На фоне студентов других вузов вы будете иметь обобщенные знания по общей же психологии (бадумс)
г) Свой учебник. Да, многие вузы выпускают собственные пособия или даже учебники, в этом нет ничего плохого. Однако во многих вузах выдается обширный список литературы с учебниками и/или первоисточниками, по которым студент готовится, и тот не просто висит в электронной образовательной среде (как тут), а активно спрашивается с обучающегося на формах контроля. Здесь же на контрольных и коллоквиумах используют только один учебник, спрашивают только по нему. Никого не интересует, что там у кого еще сказано, а о зарубежных англоязычных источниках можете забыть (“У нас тут отечественная психология”)
д) Выдумки в учебнике. Как вы понимаете, если 100500 раз пережевать пережеванное, то получится нечто совсем другое, отличное от оригинала. Здесь это правило тоже работает: если бы не студентка другого вуза, мы бы и не узнали, что в учебнике дали неверную формулу эмоций Симонова. Здесь убрали знак функции, в целом ее упростили непонятно зачем, ведь люди сдают профильную математику, чтобы поступить. Неужели они не выдержат оригинала? Или вот, пожалуйста: в ранних концепциях мотивации по всему миру, в том числе в российском учебнике Маклакова, рассказывают про концепцию драйвов или drive-reduction theory. В герценовском же учебнике слово “драйв” даже не упоминается, вам все перескажут своими словами, как обычно это и бывает
Учтите, что именно по этому предмету семинары опережали лекции (практика без теории), а в первом семестре вы даже не будете сдавать экзамен по дисциплине, только через 1,5 учебных года (а через год с начала обучения – зачет с оценкой по определениям терминов). То есть вы будете просиживать штаны год, чтобы в конце его ответить только по терминам, которые еще могут оказаться неправильными (и виноваты в этом будете вы), ведь дать собственные термины, а на сессиИ (две!) вынести экзамены по теории у управленцев чего-то в головах не хватило. Сильно
По сравнению с теми людьми, которые учатся в других вузах, при такой программе у вас в голове будет каша, потому что рано начнете изучать мотивацию, эмоции, темперамент, но при этом не будете знать, что в точности и почему писали те или иные авторы, будете изучать темы поверхностно, и неизвестно, что будете знать после курса
2.6) Методологические основы психологии (семинары)
Их вела одна преподавательница, особенности которой проявляются в следующем:
– если вы зададите вопрос, вы непременно получите больше информации, чем запрашивали. вы можете это сделать, даже не задавая вопрос
– эта информация, скорее всего, будет повторять друг друга 2-3, если не больше, раза за один ответ
– достаточно часто вы не узнаете что хотели, ведь ответ будет содержать во многом общие формулировки, как будто вопрос не был понят
– будут выставляться условия выполнения заданий, но в процессе проверки ваших ответов (устных) будет выясняться, что есть какие-то дополнительные условия, о которых вам не сказали; по итогу вы сделали неправильно и начинается, как показано в предыдущих пунктах, объяснение вам, как правильно
– за счёт всего вышеперечисленного обсуждение может непонятно зачем затянуться: один пример/вопрос вы можете по полчаса обсуждать, когда все уже поняли и устали от повторений или непоследовательных ответов/инструкций
Это бесило группу, не только меня. Нет ни одного человека, кому бы нравилось ее преподавание, из тех, кого знаю. Хорошо, что это закончилось
2.7) Неизданное
За второй семестр привалило новых предметов, а с ними и разные казусы, и просто забавные факты
Начнем с Психологии безопасности: вы не найдете эту дисциплину в учебных планах зарубежных (в моем случае - англоязычных) вузов. Сама лектор как могла рассказывала на первых занятиях, какая же это наука, какая она молодая, правда, создавалось впечатление, что она сама не очень понимает, о чем речь, при этом в ее научных интересах в атласе указана диагностика креативности у подростков, никакой психологии безопасности там нет. В целом предмет представляет собой мешанину разных сфер, направлений психологии, не всегда особо научных
Следующий кек: Эволюционная и сравнительная психология. Кек состоит в том, что это не эволюционная психология, а зоопсихология, просто переименованная под некий новый стандарт. У предыдущих курсов преподаватель вел курс именно по зоопсихологии и сравнительной психологии. Зачем психологам в обязательной части учебного плана (даже не вариативной) зоопсихология, решительно непонятно (при том, что преподаватель и система преподавания были хорошими, лучше, чем на Общей психологии). Как будто биологию ЕГЭ, Биологические основы поведения и прочее люди просто так будут изучать. Этот предмет даже в России и в СНГ не везде есть, в том числе у лидера рейтинга RAEX по психологии
Третья на очереди – Педагогика. Предмет не совсем профильный, но «назвался груздем – полезай в кузов» (т.е. поставили в учебный план - преподавайте хорошо). Лектор что на первом, что на последующих занятиях занимается пространными разговорами на отвлеченные темы, советует какие-то психологические материалы, хотя не является специалистом в этой сфере, как он сам говорил, “психологию и эзотерику совмещает”. В итоге 0 полезной информации непосредственно по педагогике, при этом люди из местного Подслушано сообщали, что с преподавателем удавалось “договориться” о зачете
2.8) Советскость и изоляция
Это одна из главных причин, почему сюда не надо поступать, если надеетесь на что-то адекватное. Здесь активно пичкают советскими концепциями и авторами, что, как выразилась одна из студенток, если бы вы оказались в какой-нибудь Великобритании, с такими познаниями вас бы послали куда подальше
2.8.1) Советские авторы и концепции
В Общей психологии каждый месяц (в качестве тренировки писать конспект, а не как основной способ обучения), в Эволюционной психологии почти на каждый семинар вам нужно конспектировать первоисточники (ура, неужели что-то адекватное?) часто советских специалистов (маска клоуна)
Общая психология в этом вузе потому страдает таким понятием как “воля”. В психологии оно не встречается, а в Институте психологии – да!
Практически любые учебники и пособия по Общей психологии, по Эволюционной, по Методологическим основам и так далее – от российских авторов. Не знал, что мы стали топ-1 страной по психологии, я-то думал, в мире из наших слышали только Сашку Лурию, Выготского да Павлова
На Методологических основах психологии дается классификация “этапов развития естествознания”, где есть классическое естествознание, неклассическое и постнеклассическое. Только ни разу либо практически никогда не упоминалось, что это концепция советского автора Степина, естественно, не признаваемая нигде в мире, не имеющая практической ценности и в качестве мусора вкладываемая в голову будущим психологам
В угоду советским авторам также коверкается классификация методов в психологии. Сравните:
– описательные, экспериментальные и корреляционные методы (на английском языке, встречается в куче учебников и прочих источниках)
– описательные, экспериментальные и психодиагностики (на русском языке, концепция конкретного советского автора)
Вот спросят такого психолога за рубежом, какие есть методы, а он ответить правильно не сможет. Ах да: ему ведь это и не нужно – об этом следующий подпункт
2.8.2) Изоляция
Как вы понимаете, здесь любят не только пичкать псевдонаучной мертвечиной, но и активно отгораживать от чего-то живого и настоящего
Так, например, одно из заданий на Введении в профессию – найти научный журнал по психологии и рассказать о нем. Но есть нюанс: искать вы будете только в российских научных базах и рассказывать о таком же российском научном журнале. Зарубежные (англоязычные) даже не упоминаются. Такая же ситуация и с Общепсихологическим практикумом и семинарами по Методологическим основам психологии – все статьи для выполнения заданий только на русском языке
Ранее уже была цитата с семинаров по Общей психологии («У нас тут отечественная психология»), так вот действительно было рекомендовано не смотреть определения терминов на английском языке, ведь могут быть различия. Консервация как она есть
4. Вседозволенность
Как раковая опухоль уничтожает организм, так и нарушение правил ломает любую организацию. На мой взгляд, если правила не соблюдаются, вряд ли останется место адекватному образованию за счёт хотя бы той же коррупции
Я выделил здесь две стороны: студентов и преподавателей
4.1) Студенты
Безусловно, приятно получать хорошие оценки и, если вы бюджетник, то и стипендию, ведь всего лишь нужно договориться. Здесь это можно устроить
Один из студентов получил 3 по тесту, который шел как промежуточная аттестация. Преподаватель принял у него "пересдачу" в тот же день. В итоге уже была не 3, а оценка повыше. Как вы понимаете, никаких оснований пересдавать что-то, если у тебя не 2, нет, тем более в тот же день. Людей, которые каким-то образом не сдали просто зачет по Введению в профессию, отправили на пересдачу аж в феврале, для примера
Другая студентка по итогам работы в семестре заработала 4, но прямо на зачете с оценкой попросила задание на 5 и ей его дали, сказали скинуть потом на почту
На тот же (что и во втором абзаце) предмет пришел человек, который не ходил на пары практически никакие весь семестр (при том, что это не ВШЭ: здесь посещаемость очень влияет), но тем не менее ему дисциплину зачли. Он так и с другими предметами смог, если что))
4.2) Преподаватели
В общем-то, в пункте про Анатомию уже было сказано: преподавательница два года кошмарит студентов, но ей за это ничего не было
Проблема с преподавателями в основном в том, что они меняют условия успешного прохождения курса по щелчку пальца в любой момент времени (обычно к концу курса). Позволяет им это делать отсутствие каких-либо закреплённых правил: что хочу, то и ворочу
Самый лайтовый, но не менее сбивающий с толку на момент свершения случай – ТВиМС. Как я уже говорил, преподаватель просто поставил автоматы на основании посещаемости, хотя об этом вообще не говорилось в начале
По Психологии безопасности в самом конце курса преподавательница прямо на лекции при нас буквально перебирала варианты, 10 ей посещений лекций поставить как минимум для проставления оценки “автоматом” или 12 (“я подумаю и скину”). И, естественно, никто ничего до конца семестра об этом не говорил)) Никто не знал, что нужно будет определенное количество посещений. Вот так людей оставили без автомата, мол, вы там и на семинарах продолжайте работать, и на экзамен (так вы определитесь: работа по курсу или экзамен уже). Но и это не всё! Только в начале июня администрация поставила экзамен на начало июля, причем не устный, а письменный, который написать были обязаны ВСЕ и да, автоматы не играли НИКАКОЙ роли. Максимум - готовить чуть меньше вопросов. Многие люди уже купили билеты домой, им было предложено ловить преподавательницу на других занятиях до. Апдейт: пока я дописывал отзыв, условия несколько раз менялись)) В том числе на самом экзамене
Хуже с Антропологией: весь поток делал доклады, скидывал преподавательнице на почту презентации, рассказывал это всё на парах в течение семестра, поскольку зарабатывали автомат. И что бы вы думали? В конце семестра она проводит якобы "пробный тест" у всех групп, о котором не было оговорено ранее, по нему одна из групп не получает автоматы вообще, несмотря на работу в течение семестра. У других групп похожая история, у нас вот точно так же некоторые люди потеряли автомат. Позже она отказалась от опубликованных в Moodle билетов и дала какие-то свои тесты на экзамене. Одному человеку ставила 5, а другому с такими же баллами – 3. Одна из девочек получила комментарий вроде: «Хотела 3 поставить, но, помню, вы один раз выступали, поэтому так уж и быть 4», хотя та выступала с докладом практически каждую пару, когда эти доклады слушались
По Эволюционной психологии для зачета посреди курса ввели требование в конспекты лекций в одну-несколько страниц ворд. По Финансово-экономическому практикуму нарисовался вопрос на зачете, хотя в начале об этом не говорили
По элективной физ-ре зачет ставили по тестам в Moodle, даже если (почти) не ходил на занятия. Естественно, узнавали об этом уже постфактум, никто об этом не говорил
В целом нужно отметить, что просто обучаясь отчислиться здесь достаточно сложно: это подтверждают и знакомая третьекурсница, и слабая программа, описанная выше, и количество мест на сайте для 2-3 курсов (спойлер: их практически нет как раз), и та самая вседозволенность, да-да
ИТОГ
Как уже стало понятно, слабая программа, вседозволенность, странное преподавание общей психологии как базы для психологов и просто советская упертость не предполагают качественное образование либо вызывают большие вопросы
Если вы бюджетник, то это место не стоит ваших баллов, а если поступаете по коммерции - то и ваших или ваших родителей денег. 16 место из 20 по психологии – это ни о чем
Есть много других вузов, куда можно поступить на платку (СПбГУ, МГППУ, РАНХиГС из топ-5) за примерно те же деньги/со скидками и на бюджет (МГППУ из топ-5, ТГУ из топ-10) с теми же баллами, но получить более осмысленное обучение, от которого не будут шарахаться ваши будущие коллеги при разговоре об этом (точно не как от Герцена)
Доппункт: если вы уже учитесь на коммерции в Герцена и понимаете, что попали куда-то не туда, то за примерно те же деньги вы можете обучаться в другом вузе. Для этого вам не надо отчисляться посреди курса, достаточно подать заявление на перевод в интересующий вас вуз (это возможно где-то в феврале и в конце лета, уточняйте даты у конкретных вузов). Очень часто свободные места на платку у других вузов есть и в больших количествах. Переговорите с родителями или с банком (если сами брали обр кредит), возможно, у вас получится учиться в месте, которое стоит своих денег
Полезно |
 |
96 |
Ответов |
 |
2 |
Отзыв является личным мнением автора и может не совпадать с действительностью.